Кинофильм «Адмирал» — искажение истории России?

9183
фото kinopoisk.ru
реклама

С легкой руки уважаемого мною писателя Валентина Пикуля, ярко и образно рассказавше­го в своем романе «Моонзунд» о военных дей­ствиях в Первой мировой войне на Балтий­ском море и об активном участии в них коман­дира минной дивизии контр-адмирала Александра Васильевича Колчака, а также о ре­волюционных событиях в Кронштадте, истин­ный образ Колчака стал все больше затуше­вываться и приобретать некоторую романтич­ность. Александр Колчак позже стал вице-адмиралом, а затем, как принято говорить в морских военных кругах – адмиралом флота, при этом под­черкивалось, что он полярный исследова­тель, крупный флотоводец, приобрела изве­стность его любовная интрига с Анной Тимиревой. Чем не сюжет для романа или киносце­нария и «отбеливания» адмирала Колчака.

Что же известно историкам о «Верховном правителе России» в ушедшем от нас ХХ веке адмирале Александре Васильевиче Колчаке. Тем более что фильм о нем «Адмирал» (выпущен в кинопрокат в 2009 г.) посмотрели миллионы российских зрителей и видимо, посмотрят еще больше. Фильм широко разрекламирован и растиражирован на видеокассетах и дисках. В 2009-2014 гг. на многих российских телеканалах прошла десятисерийная телевизионная версия «Адмирала».

С исторической точки зрения фильм «Адмирал» сделан добросовестно, в нем нет плохих «красных» и святых «белых». Это первый фильм про гражданскую войну, сделанный в наше время, хотя с элементами идеализации личности адмирала А.В. Колчака.

Людям по какой-то причине упорно преподносят лживый, лубочный образ человека без сучка и задоринки, офицера с честью и достоинством, русского патриота, каким его талантливо изобразил Константин Хабенский в фильме «Адмиралъ».

— Почему-то его создатели забыли и о кровавом терроре против крестьян, и про то, что Колчак, как офицер, изменил присяге, — говорит историк Александр Дугин. – С конца 1918 года вся его жизни проходила как офицера английской армии, подданного Великобритании. Де-юро Колчак, провозгласивший себя Верховным правителем России, был в то время оккупантом и выполнял команды премьер-министра Ллойд-Джорджа. 

Да, сам адмирал был ярким военным и известным полярным исследователем. С его именем связано освоение Арктики. Однако, будучи крупным флотоводцем, он не был талантливым политиком, но об этом чуть позже.

А теперь о фильме «Адмирал», ведь батальных сцен первой мировой войны, которые, столь красочно изображены в фильме, не было. В Первой мировой войне, в которой Колчак участвовал в трех морских боях. В 1915-м году он атаковал и потопил сторожевое германское судно. А в 1916-м  участвовал в «набеге» на германский конвой. И в том же году (уже командующим Черноморским флотом) – в погоне за немецким крейсером «Бреслау». Причем в последних двух случаях задача решена не была. 

Адмирал Александр Васильевич Колчак будучи командиром дивизии миноносцев на Балтике, а затем командующим Черноморским флотом продемонстрировал, мягко говоря, несостоятельность в управлении силами в сложной боевой обстановке. В необозримом пространстве от Первой мировой до расстрела Колчака под Иркутском в фильме выплеснули главное — многосложную лич­ность, исследователя Арктики, ученого-океа­нографа, участника трех войн, поддержавшего Февральскую революцию, вождя Белого движе­ния, которого советские историографы обвиня­ли в кровавом терроре и карательных рейдах на Урале и в Сибири.

Александр Колчак, столь любимый «романтический герой» либеральной интеллигенции, оказывается, был завербован британской разведкой ещё в 1915 году, когда командовал минной дивизией на Балтийском флоте. Британцы охотно подтверждают, что именно карты минных полей и заграждений русского сектора акватории Балтийского моря, которые им передал Колчак, позволили флоту Антанты в 1918 году беспрепятственно войти в наши воды, высадить десант и расстреливать приморские деревеньки.

В советское время, начиная с 1923 года, многократно публиковался в различных научных и публицистических изданиях  допрос адмирала Колчака, который он давал во время своего ареста в Иркутске в 1920 году. Так вот, Колчак не отрицал, что сбежал летом 1917-го из России, потому что должен был предстать перед судом. Сбежал через Финляндию, Норвегию, Англию, Канаду в Штаты. 

Колчак ухитрился изменить Родине дважды. Второй раз он нарушил присягу, данную уже Временному правительству, от которого получил звание адмирала и назначение на должность командующего Черноморским флотом. Послужив немного, Александр Васильевич забрал всю секретную документацию и, бросив флот на произвол судьбы, в августе 1917 года удрал в любимую Англию, где обратился к правительству с просьбой принять его на службу. Так вот, Колчак собирался воевать в английской армии на месопотамском фронте. Добрался только до Сингапура. Там ему популярно объяснили, что бездарные моряки им не нужны, а лучше будет ему возвратиться в Россию.

Уже в качестве британского подданного Колчак совместно с начальником Морского генерального штаба Великобритании генералом Холлом обсуждал вопрос о введении в России диктатуры под своим руководством. Адмирала отправили в Манчьжурию для формирования «русских воинских частей» из 200 тысяч белочехов, белополяков, румын и прочего иностранного сброда, готового резать русских мужиков и насиловать русских барышень.

 Представители Антанты привезли его в Омск в октябре 1918-го года из Англии. Отправляла Александра Колчака британская военная разведка, которая была недовольна, что Сибирь досталась японцам и американцам, а где же англичане? Поэтому его сопровождал английский генерал Нокс, и Колчак был назначен «верховным правителем России».   Первыми шагами Колчака было признание всех долгов России перед Западом, все его действия были поставлены под контроль французского генерала Жанена, который возглавлял войска интервентов к востоку от Байкала, а их было более 150 тысяч, не считая чехословацкого легиона (около 60 тысяч человек). Сюда же необходимо добавить – 75 тысяч японских войск и 10 тысяч американских солдат. Эшелоны бело-чешских легионеров растянулись от Пензы до Владивостока, бесчинствуя на нашей территории, захватили золотой запас России, которой был передан Колчаку, но часть его легионеры присвоили и после возвращения в Прагу на этой основе был открыт банк легиона. Колчак верно служил своим хозяевам: уже в марте 1919 года он передал в их распоряжение свыше 148 тонн золота. Иностранные войска не стремились на фронт, обеспечивая главным образом тыл Колчака и охрану Транссибирской магистрали, предоставляя русским сражаться с русскими. Колчак, опираясь на войска иностранных интервентов и свои белогвардейские части, воевал против кого? Против русских людей! 

— На освобождённых от красных территориях шёл настоящий реваншистский шабаш. Возвращались старые хозяева, царили произвол, грабежи, страшные еврейские погромы, — пишет доктор исторических наук Генрих Иоффе. Только в Екатеринбургском округе за один год правления Колчака было казнено 25 тысяч человек, в Омске – 12 тысяч, в Тагильском и Надеждинском районах – по 10 тысяч. И это при том, что согласно партийной переписи, большевиков по всей «колчакии» было лишь 8 тысяч.

В фильме о Колчаке, мне кажется, надо было бы показать, как во время его «верховной власти» белые офицеры зарубили шашками и закололи штыками депутатов Учредительного собрания. Это событие имело роковые последствия. После этого эсеровские партии, поддерживающие Белое движение и пользующиеся большим влиянием на крестьянство, приняла решение порвать с Колчаком и примириться с большевиками. Эсеровские части открыли фронт, и Колчак, дошедший до Волги, начал безнадежно откатываться на Восток. Исторически доказано, что Александр Васильевич Колчак как человек  ничего не понимал в политических партиях и не скрывал этого. Собрал вокруг себя настолько разных людей, что одно это вело к тупику. 

В кинофильме «Адмирал» купированы причинно-следственные связи событий личной жизни Колчака, история его знакомства с Анной Васильевной Тимиревой (письма Тимиревой к Колчаку опубликованы, и черновики писем Колчака к ней известны). Фильм «Адмиралъ», снятый Первым каналом, вместо предателя показывает благородного офицера в исполнении Хабенского и самоотверженную барышню, сыгранную Боярской.  Поэтому неудивительно, что зрители так и не поняли, почему же Верховный главнокомандующий, собравший 400-тысячную армию, обладатель половины золотого запаса России, поддержанный Антантой, проиграл войну голодранцам, коими изображены в фильме большевики?

В 1920 году, когда стало ясно командованию Антанты, что белое движение прибли­жается к краху, Колчака про­сто сдали как отработанный материал. Спецназ колчаковской армии – Чехословацкий корпус в обмен на разрешение покинуть Россию сдал адмирала представителям Советов.

Правление Колчака в Сибири вошло в память на­рода и в историю нашей стра­ны как «колчаковщина», отме­ченная массовыми казнями рабочих и крестьян, пытками, расстрелами и неисчислимы­ми страданиями нашего наро­да. Да разве можно так про­сто забыть, замазать, загово­рить, предать своих людей, память наших предков и все свести к его любовному рома­ну и каким-то весьма сомни­тельным заслугам.

В ХХI веке для нас важен не столько Колчак – политик, сколько Колчак – гражданин. Но мы не должны делать из него «иконы». Не должны забывать, что его нельзя назвать большим гуманистом или демократом. Он автор жесточайшей диктаторской программы, им написанной и подписанной. А жестокость «белых» в Сибири была не меньшей, чем жестокость красных. Не надо думать, что раз «белые», то пушистые и благородные. Гражданская война – страшная вещь. Люди на ней сатанели и убежденные белогвардейцы отказывались от орденов, считая, что гражданская война в принципе нечестное дело. Русский патриот воюет с русскими – это уже что-то не то.

Вспоминается фильм «Мы из Кронштадта», в котором белые офицеры топят матросов. И мы ненавидим белых. А в «Адмирале», наоборот, матросы убивают офицеров. И мы в ужасе от матросов. Все это заставляет посмотреть на ту трагедию с другой стороны. Есть еще фильм «Чапаев», с легендарным эпизодом – психической атакой каппелевцев, когда они идут все в парадных мундирах. В «Адмирале» тоже каппелевская атака, только глазами не красных, а белых. Честно скажу, как зритель, я даже не думал, что будем спорить с «Чапаевым» или   «Мы из Кронштадта». Просто тот бой – психическая атака армии Каппеля – меня поразил, еще когда я читал о нем в исторических документах.

Да, в новом строе было немало недо­статков, недорабо­ток, не все было ясно, но следует помнить -ведь не было приме­ра. Советский строй был единственным в мире, на всей плане­те и в окружении ка­питалистического мира, чуждого ему по своей природе и ос­нове. В целом новый строй был строем во многом равных воз­можностей для всех. По существу, всем были доступны обра­зование, культура, медицина, наука.

Конечно, если бы в Гражданской войне победил Колчак, у нас были бы другие герои, но есть большие сомнения в том, что они смогли бы от­стоять Россию в испытани­ях, выпавших на ее долю в XX веке, и победить в Великой Отечественной войне, если они даже не смогли победить в Гражданской при всей ги­гантской поддержке запад­ных держав.

Представим себе: если бы Колчак не был верховным правителем, можно уверенно сказать — вряд ли бы о нем кто-либо вспомнил.

Адмиралов было немало в царском флоте, они командо­вали флотами, участвовали в полярных и других экспеди­циях, что было обычной прак­тикой тогда и теперь, делали географические открытия и были умелыми флотоводца­ми. Что мы знаем о них? Фак­тически их имена известны лишь узкому кругу историков, географов и полярников, имени Колчака среди выдающихся полярников что-то не значится. 

Несомненно, воскреше­ние Колчака, равно как Де­никина, Каппеля и иже с ни­ми, — это лишь часть широ­кой и развернутой програм­мы по переписыванию исто­рии нашей страны в XX веке, нашей трагической и очень непростой истории; стрем­ление сбросить с пьедеста­лов истинных героев страны, в том числе и тех, кто принес победу в Великой Отечест­венной войне; вытравить из памяти народа достижения Советского Союза, которы­ми мы гордились. Они же были, мы и сейчас пока жи­вем только тем, что было сделано в СССР.

Бело-красный мир, разрубленный по-живому  на своих и чужих в кинофильме «Адмирал» создает впечатление, что как будто шахматную доску перевернули. Свои те­перь — белые. Комиссары в пыльных шлемах — просто жестокие люди, а братоубийственная война и гибель лучших сынов Родины спровоцирована подлостью и трусостью заморских предателей. В общем, актуальное кино. Думаю, в ближайшем будущем можно ожидать новые серии «Жизни замечательных людей» от Первого канала, в которых расскажут про баронов Унгерна и Врангеля, про Деникина, Корнилова и Юденича. Жизнь подтверждает, что это правда. Недавно в Санкт-Петербурге установили мемориальную доску финскому военачальнику маршалу Карлу Маннергейму, который воевал против Советского Союза на стороне нацистской Германии в годы Второй мировой войны. Теперь там же, в Санкт-Петербурге, планируется увековечить память руководителя белого террора в годы гражданской войны Александра Колчака – до сих пор не реабилитированного прокуратурой России за свои преступления перед русским народом, о чём очень красочно сказал в своём интервью, опубликованном в еженедельнике «Аргументы недели» № 33 от 25.08.2016 г. известный экономист и политик Михаил Делягин: «Гражданская война не забылась. Если считать период появления нового поколения раз в 15 лет, то прошло 6 поколений. И мы помним связанные с гражданской войной имена. Попробуйте в Сибири сказать о Колчаке что-нибудь хорошее – могут просто порвать, потому что он повесил тысячи невинных людей. Даже иностранные сторонники белых признавали, что белый террор по своим масштабам на два порядка превышал масштабы террора красного. Так что, время лечит далеко не всё». 

Поэтому, создавая образы нашего прошлого, нам надо уходить от задач пропаганды. И здесь очень важна величина мыслящего, описывающего, снимающего. Когда белое движение описывал Михаил Булгаков, самым важным было, что это — Михаил Булгаков.

Мы живем в новое время и в новых условиях, огромное воздействие оказывает на всех нас, и особенно на сознание новых поколений, Интернет, всеобщая компьютеризация, СМИ, телевидение и другие средства глобальной информационной системы. 

Этими средствами пользуются отечественные фальсификаторы истории и их зарубежные покровители, добиваясь главной своей цели  — пересмотра нашей истории, итогов гражданской и Отечественных войн и лишения нас статуса великой державы. Эти действия – прямая угроза нашей духовной и национальной безопасности. 

Идет жестокая борьба за будущее нашей страны, и в этой борьбе, несомненно, свое веское и значимое слово должны сказать военные историки, ветеранские организации и просто люди, которым не безразлична история нашей Родины-России.    

Николай Варавин, полковник милиции в отставке, историк, ветеран боевых действий 

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Даже иностранные сторонники белых признавали, что белый террор по своим масштабам на два порядка превышал масштабы террора красного. Так что, время лечит далеко не всё».
    Врать не гоже, тем более в начале статьи позиционировать себя как объективного.

  2. В Омске уже есть ресторан Колчак. И давно. И никто его не рвет на куски.
    И казачество уже в фаворе. Местные власти им даже платит деньги за помощь в охране порядка.
    Николай 2-й теперь святой, а не расстрелявший людей.

    Идёт повсеместная политика, описанная автором статьи, по переименованию всего ‘белого» в героев и обратная — по уничижению всего советского.

    И только сам народ может этому противостоять рассказывая своим детям о реальных, а не вымышленных событиях.

комментарии закрыты.