Климатолог Анатолий Судаков: «К концу ХХII века Волжский окажется под водой»

2513
Волжский
реклама

Непривычная для нашей области погода давно вызывает у жителей много тревожных вопросов, поэтому мы решили пообщаться с волгоградским климатологом, экс-заместителем председателя регионального отделения Русского географического общества Анатолием Судаковым.

Домашний скот — источник метана

– Анатолий Викторович, в последние годы жители Волгоградской области всё чаще отмечают нестандартные погодные ситуации. С чем это связано?

Анатолий Судаков, географ, климатолог

– Погода в нашем регионе стала более динамичной. И это общемировая тенденция. Быстрое изменение современного климата происходит вследствие глобального потепления. Его причиной является хозяйственная деятельность человечества как фактор планетарного масштаба. Атмосфера загрязняется промышленной пылью, состав которой вследствие продолжающегося уже два столетия массированного выброса парниковых газов – прежде всего, углекислого, метана и закиси азота – существенно изменился.

– Усиленный выброс парниковых газов – целиком на совести человечества?

– Безусловно. Закись азота выделяется при сжигании природного топлива и горючего в двигателях бесчисленных автомобилей. А источником метана являются домашние животные и разлагающиеся органические остатки. Кстати сказать, не менее четверти всего метана поступает в атмосферу с кишечными газами крупного рогатого скота, которого в мире насчитывается от 1,3 до 1,5 млрд голов. Десять процентов этих газов добавляет мелкий рогатый скот – овцы и козы, которых развели 1,8 млрд. А ведь есть ещё 170 млн буйволов, 65 млн лошадей, 60 млн ослов и мулов,20 млн верблюдов, 950 млн свиней и порядка 15 млрд клювов различной домашней птицы.

Накопленные в атмосфере парниковые газы и пыль препятствуют отражению теплового излучения Земли в космос. И по этой причине средняя годовая температура приземного слоя воздуха планеты только за два последних десятилетия увеличилась на 0,7°C. Всего же за последние 150 лет на Земле потеплело на 2°C.

Накопление в земной атмосфере и в мировом океане дополнительного количества тепла делает их более динамичными. Возрастает энергия циклонов, более активно перемещаются воздушные массы, определяя динамичную изменчивость погоды. Увеличивается число ураганов и штормов, в ходе которых избыточная тепловая энергия рассеивается, проявляя себя в разрушительных погодных катаклизмах.

– Но ведь известно, что климат менялся и в более ранние времена, на всём протяжении человеческой и геологической истории…

– Конечно, ведь кроме антропогенных, есть природные причины изменения климата. Температура, условия увлажнения, содержание углекислого и других газов в атмосфере колеблются вокруг определённой, устойчивой на протяжении столетий средней величины, подвергаясь циклическим изменениям. Климатические циклы имеют различную продолжительность. Самые долгие длятся сотни миллионов лет. Самый короткий – климатический цикл Брикнера – укладывается в 80–90 лет.

И до определённой поры мы наблюдали эту цикличность. Однако, начиная с 1970 года, кривая глобальной температуры на графике в каждом последующем десятилетии показывает рост, по сравнению с предыдущим. А с середины прошлого века начался неуклонный рост концентрации углекислого газа, которая за последние 70 лет увеличилась в 1,7 раза. Это означает, что антропогенные факторы изменения современного климата стали ведущими, а природная цикличность может в определённые периоды лишь усиливать или несколько ослаблять тренд глобального потепления, не меняя его по существу.

Тепло тебе, девица?

– В 2015 году в одном из своих интервью вы говорили, что в середине нынешнего века Волгоградская область превратится в пустыню. Но в последние несколько лет летние ливни стали привычной картиной. Вы продолжаете утверждать, что нашему региону грозит климатическая катастрофа?

– К сожалению, да. Впрочем, несмотря на глобальное потепление, до 50–60-х годов XXI века погодная ситуация будет достаточно благоприятной для ведения зернового хозяйства, которое является отраслью специализации региона.
Причина отсрочки неминуемой катастрофы заключается как раз в корректирующем влиянии на этот процесс внутривекового климатического цикла Брикнера.

– Поясните.

– Этот цикл делится на две фазы. Первая составляет меридиональную эпоху атмосферной циркуляции, для которой характерны выходы в Нижневолжский регион арктических воздушных масс, купирующих летний зной и препятствующих иссушению почвы, а также тропических воздушных масс с юга, приносящих обильные ливневые осадки. По последнему пятилетию нетрудно догадаться, что в середине текущего десятилетия как раз и началась очередная меридиональная эпоха. Для неё характерно снижение средней температуры летних месяцев на 1–1,5°C, по сравнению со среднемноголетними показателями, и на 2–3°C, по сравнению с предшествующей ей зональной эпохой.

Поэтому, несмотря на то, что температурный фон в регионе будет относительно благоприятным, а количество осадков увеличится до 400–450 мм в год, что близко к оптимальной для производства пшеницы величине, наступление меридиональной эпохи не гарантирует отсутствия опасных погодно-климатических явлений, в частности, аномальной жары. А вероятность пыльных бурь, штормовых ветров, активной водной эрозии почв значительно возрастает.

Крест на зерноводстве

– А что ждать от погоды через полвека и как это отразится на жизнедеятельности человека?

– Для того, чтобы представить, какая погода станет обычной в нашем регионе во второй половине столетия, надо вспомнить конец прошлого и начало текущего десятилетия, прежде всего беспрецедентно жаркое лето 2010 года, когда почти два месяца не было дождей, а максимальная суточная температура на протяжении сорока дней превышала 37°C. В таких условиях на богарном зерноводстве будет поставлен крест. Но даже такую погоду наши внуки будут воспринимать как относительно комфортную. С наступлением следующей зональной эпохи, до начала XXII в., в зависимости от того, какой из рассчитанных учёными сценариев глобального потепления реализуется, среднегодовая температура в регионе поднимется до 14–16°C. В летний период максимальные суточные температуры будут достигать 45°C и выше, при полном безветрии и максимальном уровне солнечной инсоляции. В таких условиях в течение трёх месяцев в году производственная деятельность и бытовая активность вне помещений с искусственным климатом станет невозможной.

– Неприятная картина…

– Зато реалистичная. На рубеже следующего века до неузнаваемости изменится не только климат, но и сам облик территории Нижнего Поволжья. В ближайшие 75 лет от Северной части Каспийского озера останется только заболоченная глубокая низменность, в которую «врастёт» разветвлённая волжская дельта – рай для комаров и мошек. Уже в ближайшие годы сформируются устойчивые очаги тропических комариных вирусных лихорадок: Жёлтой, Западного Нила, Денге, Ласса, Чикунгунья, Зика и других, пока ещё экзотичных для нашего региона, болезней.

В конце текущего века вследствие предполагаемого дальнейшего повышения уровня мирового океана более чем на полтора–два метра, черноморский и азовский бассейн сольются в единое море, и через Кумо-Манычскую впадину вода хлынет в иссохшее Каспийское озеро, которое за считанные годы восстановит свою современную конфигурацию, а затем начнёт затапливать Прикаспийскую низменность. Волгоградское и саратовское Заволжье окажутся под водой, включая Волжский. Правобережье по своим природным условиям станет похоже на современную Аравию.

Ветры, ливни, бури…

– На чём основаны ваши прогнозы?

– На знании климатических закономерностей, на тщательном статистическом анализе архивов погоды ряда населённых пунктов Нижнего Поволжья за последние 100–150 лет. Он сделан с учётом различных математических моделей глобального потепления, которые доказали свою работоспособность.

P. S. От себя добавим, что данный Анатолием Судаковым прогноз – лишь одна из версий развития событий, которые выдвигаются учеными разных стран. Точно ясно одно – чем бережнее мы будем относиться к нашей планете, тем добрее будет и она к нам.

Справка «ВП»
Анатолий Судаков, географ, климатолог, эколог:
Образование высшее (естественно-географический факультет и исторический факультет Волгоградского государственного педагогического института им. А. С. Серафимовича). Окончил аспирантуру по специальности «Экология (по отраслям)» в Волгоградском государственном аграрном университете.
Занимается климатологией с 2003 года. Входил в состав климатической комиссии Волгоградского отделения Русского географического общества, которой руководил доктор географических наук, профессор Анатолий Николаевич Сажин.
Научные исследования Анатолия Викторовича в области климатологии в разное время были опубликованы в сборниках международных конференций, университетских журналах, включая журнал Академии наук РФ.