Премьерные показы спектакля «Князь Игорь» в театре «Царицынская опера» прошли при полном аншлаге.
Игорь как «русский дух»
Приглашённый из Ростова режиссёр Павел Сорокин расширил исторические границы, рассказав притчу о человеческом тщеславии, о разрушении и возрождении личности, об ответственности за свои поступки. А главный герой, по его замыслу, олицетворяет Русь, Россию.
Партию заглавного героя исполняют в очередь Максим Орёл и Руслан Сигбатулин. У каждого своё прочтение образа – и спектакли, по словам зрителей, получаются очень разные (вот почему оперу «в идеале» нужно слушать несколько раз, в разных составах). Игорь, князь Новгород-Северский, в исполнении Максима Орла, скуп на проявления чувств, они таятся в его душе – и лишь в моменты сильных потрясений вырываются наружу.
Вот, например, сцена в половецком стане и знаменитая ария «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Это и размышления, и разговор с погибшими товарищами, и угрызения совести. Сколько ни признавай ошибки, прошлое не изменишь. Потому и не хочет Игорь Святославич бежать из плена. От себя не убежишь.
Свобода… а дальше?
Финал спектакля получился открытым: жители Путивля, радуясь возвращению князя, собирают новую дружину в поход на врага. И не желают замечать, с каким ужасом отталкивает Игорь меч и копьё… Он мечется среди всеобщего ликования, пытаясь остановить товарищей, объяснить им, что Руси нужен мир, а не война. Но его не слышат.
Очень сильная сцена, но…
Но подобный поворот вряд ли был возможен в XII веке. Литературная основа оперы Александра Бородина – «Слово о полку Игореве», а его автор, по одной из версий, — сам князь Новгород-Северский, призвавший удельных князей прекратить междоусобицы и сплотиться, чтобы дать отпор внешнему врагу. Только когда Русь будет в безопасности, станет возможной мирная и беспечальная жизнь.
А чувство вины, съедающее героя спектакля, всё же, на мой взгляд, равнозначно поражению. Как можно призывать к миру, когда половцы у ворот Путивля? Когда они жгут селения и уводят в плен русичей?
Да, половецкий хан Кончак (Артак Манукян) признаётся, что был бы рад назвать Игоря Новгород-Северского не врагом, а другом и братом . Хотя вряд ли он откажется от завоевательных походов против других князей. Но всё же надежда на то, что половцы и русичи будут жить в мире и согласии, остаётся.
«Князя играет свита»
Солисты «Царицынской оперы» успешно доказали, что им по плечу создание самых сложных и неоднозначных образов. Прелесть что такое – Кончаковна Юлии Почкаловой: страстная и бесхитростная натура, она живёт во имя любви. Кончаковна спасает умирающего от ран княжича Владимира (Виталий Ревякин), а затем готова идти за своим избранником хоть на край света. Так и будет: ровно через год Владимир вместе с дочерью хана сбежит из плена, как и его отец.
Лиричен образ Ярославны (заслуженная артистка РФ Анна Девяткина) – по замыслу режиссёра, это идеал, олицетворение русской женщины, любящей, всепрощающей, понимающей.
Фигура князя Галицкого (Александр Еленик) была задумана автором как полная противоположность Игорю: смысл жизни для него – пирушки и развлечения. Напрасно бывшие дружинники Скула (Александр Ратников) и Ерошка (Алексей Михайлов) предлагают захватить власть в княжестве, пока Игорь в плену, — Галицкий не способен на решительные действия. И всё же парадоксальным образом этот персонаж вызывает симпатии. Может, потому, что Галицкому не приходилось оборонять город от врага – ведь есть Игорь и его дружина? Возможно, стань он участником очередного похода, Галицкий повзрослеет и помудреет наконец?
Органично вплетено в ткань повествования видео (сцены конного похода, бой с половцами), а дополняют историю цитаты из «Слова о полку Игореве», периодически возникающие на экране и «высеченные» на путивльской стене. Интересна находка сценографа Георгия Матевосяна – большое колесо, олицетворяющее и круговорот жизни, и солнце, и неволю, и крепостные стены. Великолепны костюмы (художник Елена Павловская) – многослойные, соответствующие исторической эпохе – и очень стильные и современные. Впечатляюще выглядят и доспехи русичей (спасибо бутафорскому цеху).
«Князь Игорь» «Царицынской оперы» — безусловно, событие в культурной жизни региона. Театр успешно доказал: опера – это модно, современно и актуально.
Фото предоставлены театром «Царицынская опера».
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru