Князь-миротворец: в волгоградском театре представили своё прочтение классической оперы

1373
реклама

Премьерные показы спектакля «Князь Игорь»  в театре «Царицынская опера» прошли при полном аншлаге.

Игорь как «русский дух»

Приглашённый из Ростова режиссёр Павел Сорокин расширил исторические границы, рассказав притчу  о человеческом тщеславии, о разрушении и возрождении личности, об ответственности за свои поступки. А главный герой, по его замыслу, олицетворяет Русь, Россию.

Я на подвиг тебя провожала

Партию заглавного героя исполняют в очередь Максим Орёл и Руслан Сигбатулин. У каждого своё прочтение образа – и спектакли, по словам зрителей, получаются очень разные (вот почему оперу «в идеале» нужно слушать несколько раз, в разных составах). Игорь, князь Новгород-Северский, в исполнении Максима Орла, скуп на проявления чувств, они таятся в его душе – и лишь в моменты сильных потрясений вырываются наружу.

Князь полон решимости выступить против половцев, несмотря на дурные предчувствия

Вот, например, сцена в половецком стане и знаменитая ария «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Это и размышления, и разговор с погибшими товарищами, и угрызения совести. Сколько ни признавай ошибки, прошлое не изменишь. Потому и не хочет Игорь Святославич бежать из плена. От себя не убежишь.  

Затмение солнца

Свобода… а дальше?

…А половцы уже нехожеными дорогами побежали к Дону

Финал спектакля получился открытым: жители Путивля, радуясь возвращению князя, собирают новую дружину в поход на врага. И не желают замечать, с каким ужасом отталкивает Игорь меч и копьё… Он мечется среди всеобщего ликования, пытаясь остановить товарищей, объяснить им, что Руси нужен мир, а не война. Но его не слышат.

Между тем Скула и Ерошка, дезертировавшие из дружины, пируют у князя Галицкого

Очень сильная сцена, но…

Но подобный поворот вряд ли был возможен в XII веке. Литературная основа  оперы Александра Бородина – «Слово о полку Игореве», а его автор, по одной из версий, — сам князь Новгород-Северский, призвавший удельных князей прекратить междоусобицы и сплотиться, чтобы дать отпор внешнему врагу. Только когда Русь будет в безопасности, станет возможной мирная и беспечальная жизнь.

Половцы подступили к стенам Путивля, и Ярославна укрылась с девушками в храме

А чувство вины, съедающее героя спектакля, всё же, на мой взгляд, равнозначно поражению. Как можно призывать к миру, когда половцы у ворот Путивля? Когда они жгут селения и уводят в плен русичей?

«Хотел бы назвать тебя не врагом, а другом и братом»

Да, половецкий хан Кончак (Артак Манукян) признаётся, что был бы рад назвать Игоря Новгород-Северского не врагом, а другом и братом . Хотя вряд ли он откажется от завоевательных походов против других князей. Но всё же надежда на то, что половцы и русичи будут жить в мире и согласии, остаётся.

«Князя играет свита»

Такая Кончаковна на край света за любимым пойдёт

Солисты «Царицынской оперы» успешно доказали, что им по плечу создание самых сложных и неоднозначных образов. Прелесть что такое – Кончаковна Юлии Почкаловой: страстная и бесхитростная натура, она живёт во имя любви. Кончаковна спасает умирающего от ран княжича Владимира (Виталий Ревякин), а затем готова идти за своим избранником хоть на край света. Так и будет: ровно через год Владимир вместе с дочерью хана сбежит из плена, как и его отец.

Ярославна едва не потеряла княжеский престол

Лиричен образ Ярославны (заслуженная артистка РФ Анна Девяткина) – по замыслу режиссёра, это идеал, олицетворение русской женщины, любящей, всепрощающей, понимающей.

Князю Галицкому никто не указ, он и пирушки устраивает, и девушек похищает

Фигура князя Галицкого (Александр Еленик) была задумана автором как полная противоположность Игорю: смысл жизни для него – пирушки и развлечения. Напрасно бывшие дружинники Скула (Александр Ратников) и Ерошка  (Алексей Михайлов) предлагают захватить власть в княжестве, пока Игорь в плену, — Галицкий не способен на решительные действия. И всё же парадоксальным образом этот персонаж вызывает симпатии. Может, потому, что Галицкому не приходилось оборонять город от врага – ведь есть Игорь и его дружина? Возможно, стань он участником очередного похода, Галицкий повзрослеет и помудреет наконец?

Князь в отчаянии, он не понимает, что ему делать

Органично вплетено в ткань повествования видео (сцены конного похода, бой с половцами), а дополняют историю цитаты из «Слова о полку Игореве», периодически  возникающие на экране и «высеченные» на путивльской стене. Интересна находка сценографа Георгия Матевосяна – большое колесо, олицетворяющее и круговорот жизни, и солнце, и неволю, и крепостные стены. Великолепны костюмы (художник Елена Павловская) – многослойные, соответствующие исторической эпохе – и очень стильные и современные. Впечатляюще выглядят и доспехи русичей (спасибо бутафорскому цеху). 

Красивый цветочный обряд стал свадебным для Кончаковны и Владимира

«Князь Игорь» «Царицынской оперы» — безусловно, событие в культурной жизни региона. Театр успешно доказал: опера – это модно, современно и актуально.

У ног князя — доспехи погибших товарищей

Фото предоставлены театром «Царицынская опера».