Лекарство против безработицы: как волжский вуз готовит из школьников востребованных специалистов с опытом работы

0
302

Проблема разрыва между теорией, которую преподают в высшей школе, и практикой — требованиями работодателей — возникла в нашей стране давно, особенно остро она стоит до сих пор в промышленном секторе экономики. Зачастую, выпускники, устраиваясь на работу, не знают, как применить полученные в вузе знания на практике, а нередко молодые специалисты и вовсе имеют устаревшие понятия о производстве.

В нулевых годах в России стали серьёзно думать о более эффективной системе подготовки кадров. Решение было найдено довольно быстро — ничего нового не изобрели, а просто обратились к опыту Германии, которая считается одним из лидеров по уровню квалификации кадров. Так появилось понятие дуального образования. В нашем регионе примером успешного сотрудничества с предприятиями в части подготовки специалистов, стал Волжский филиал МЭИ. О том, как готовят востребованных энергетиков, которые по окончании вуза гарантированно получают рабочие места, мы поговорили с директором вуза Махсудом Султановым.

  • Дуальное образование — это вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки специалистов проходит в вузе, а практическая — на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.

Ожидание и реальность 

— Государство платит нам деньги за то, чтобы мы подготовили специалиста необходимого уровня компетенции, который придя на производство будет «двигать» этот сектор экономики, а затраченные на обучение средства вернутся в бюджет, — говорит директор Волжского филиала МЭИ. — Главным критерием эффективности работы ВУЗа является востребованность выпускников.

А достичь высоких показателей в этом можно лишь в сотрудничестве с работодателями, уверен Махсуд Султанов.

— За последние шесть лет мы обновили генеральные соглашения о сотрудничестве со всеми ключевыми предприятиями в нашем секторе экономики, которые предполагают организации практик, трудоустройство, дополнительное финансирование этими организациями образовательных процессов в вузе, — говорит директор.

Всем известно, что образ идеального сотрудника для каждого работодателя – это молодой инициативный специалист с огромным опытом работы, что само по себе кажется абсурдом. Но подготовить именно такого выпускника стремятся в МЭИ.

— В энергетике нельзя прийти и сразу стать инженером, даже имея высшее образование, — поясняет Махсуд Султанов, — Если у работника нет опыта, его начнут готовить на предприятии с рабочих должностей.

И чтобы нивелировать этот процесс и сделать его менее затратным по времени, будущие специалисты начинают работать ещё студентами. Пять лет назад Волжский филиал МЭИ договорился с двумя крупными компаниями ПАО «РусГидро» и ООО «ЛУКОЙЛ – Волгоградэнерго» о реализации дуального образования. В этих компаниях для студентов четвертого курса МЭИ открыты вакансии техников-стажёров, на которые они устраиваются по конкурсу после производственной практики, которая завершается по окончании третьего курса. В институте же для них формируются индивидуальные графики учёбы, а к моменту окончания вуза эти специалисты уже могут «вырасти» на предприятии до мастера или даже получить должность инженера. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что студенты наравне с профессионалами участвуют в корпоративных чемпионатах компаний по международному стандарту WorldSkills и показывают отличные результаты.

Пульт управления миром

Быть не только теоретиком, но и хорошо знать производство на практике для энергетика крайне важно, потому что работа сопряжена с большими рисками, как для жизни и здоровья персонала, так и с финансовыми – для компании и государства. Ведь одно неверное нажатие кнопки может обесточить целый город и уничтожить дорогостоящее оборудование.

Предприятия это хорошо осознают и готовы вкладываться в квалифицированные кадры, участвуя в оснащении новых лабораторий вуза и софинансировании стипендий для поощрения отличников.

— Студенты, приходя на занятия, изучают не только теорию и практику, связанные с прикладной задачей — как это делать руками — но каждый из них должен понимать, как процессы строятся реально на объектах, — поясняет Махсуд Султанов.

Для этого вуз оснащает лаборатории специальными тренажёрами, которые моделируют различные ситуации, возникающие во время реальной работы энергообъектов.

— Можно смело заявить, что сегодня тот состав оборудования, который есть в нашем филиале уникален, такого оснащения ни в одном вузе региона нет, — говорит директор. — Мы пересмотрели бюджетную политику организации и пришли к тому, что лабораторное, стендовое тренажерное оборудование должно соответствовать современным требованиям. Дуальная система образования требует и педагогов нового формата – студента, который уже работает на предприятии не может обучать преподаватель, который видел оборудование только в учебнике. Поэтому педагоги МЭИ также проходят стажировки на предприятиях-партнерах. Сейчас мы находимся на этапе цифровизации и меняемся в соответствии с запросами промышленности. А лучшим показателем того, что мы динамично развиваемся является востребованность наших выпускников  предприятиями энергетики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here