Литерные поезда перевозили Троцкого и Сталина, Брежнева и Горбачева

452
реклама

Литерный поезд — укоренившееся название поезда высокой важности, перевозящего весьма именитых персон (чаще всего — первых лиц государства) или ценный груз. Изначально так назывались поезда, обозначавшиеся литерой вместо номера, что свидетельствовало об их особом статусе. Позднее это название закрепилось за всеми поездами высокой важности.

При движении по железнодорожной магистрали литерный поезд обладает неоспоримым приоритетом: движение других поездов (номерных) всегда подстраивается под график движения литерного. Кроме того, на станциях и разъездах литерные поезда обслуживаются в первую очередь. Такую характеристику «литерным поездам» даёт Википедия.

Почти всегда в составе литерного поезда присутствуют специальные вагоны (вагоны-салоны, бронированные вагоны и так далее). В абсолютном большинстве случаев специальными службами обеспечивается охрана литерного поезда на всём пути следования.

Транспорт императоров

Литерный поезд – условное название поездного состава для перевозки руководителей государства. Удивительный факт: по железным дорогам России они двинулись ещё до того, как открылась первая «чугунка» от Санкт — Петербурга до Павловска.

Первый литерный поезд в России отправился 3 ноября 1836 года. В тот день Николай I с императрицей и наследником совершили поездку в восьмиместное купе вагона 1-го класса из Кузьмина в Павловск.

Специальные вагоны для Императорского поезда начали в дальнейшем строить на Александровском заводе. Это, увы, не гарантировало безопасности августейшим персонам. Знаменитое крушение 1888 года едва не стоило жизни Александру III и его семье. Однако более надежных средств передвижения не имелось.

После крушения «литерного» под Харьковом, император Александр III повелел изготовить на Александровском заводе новый состав, который вскоре перешел по наследству Николаю II – тот пользовался им до 1905 года.

Специальных составов особого высшего назначения, которые принято называть «литерными» в Российской империи было несколько.

Первый, для Николая I, создали в 1851 году, накануне открытия железной дороги Санкт – Петербург – Москва. Он имел длину 36 метров и состоял из 15 вагонов. Внутри все оборудовали в соответствии со вкусами владельца и последними достижениями науки и техники, начиная со систем вентиляции и отопления и заканчивая посудой из фарфора ручной работы и ледником для хранения продуктов. С торцов вагон «главного пассажира» имел обширные площадки, на которые император мог выходить, чтобы приветствовать народ.

При Александре II свои вагоны появились у наследника престола и великих князей – членов императорской семьи. Отдельный состав для поездок на лечение за границей был у императрицы.

Николай II, с учётом нарастания террористической угрозы со стороны революционеров, имел два спецсостава, в вагоне одного из которых «хозяин земли русской» на станции Дно Псковской области 2 марта 1917 года подписал акт об отречении от престола.

Ленин предпочитал автомобиль, а Троций — вагон

Пришедшие к власти в октябре 1917 года большевики не отказались от спецпоездов, которые к тому времени являлись неизменным атрибутом высшей власти ряда государств. Новая власть сразу же включила «литерные» в свой актив. Один из составов использовали для переезда в Москву. В Петербурге было тревожно, и в обстановке абсолютной секретности с глухой питерской станции Цветочной поезд, в котором находились Ленин и его ближайшие сподвижники, вечером 10 марта 1918 года отправился в новую столицу. Больше Ленин на поездах не ездил, предпочитая автомобиль.

Самым известным советским спецпоездом того периода стал состав председателя Реввоенсовета Льва Давыдовича Троцкого. Первоначально в поезде было 12 вагонов, в том числе несколько – с броневой защитой, в дальнейшем их количество увеличилось. Помимо спальных и штабных вагонов, в составе размещалась библиотека, радиоузел, вагон — ресторан, вагон-гараж с цистерной топлива, вагон – баня и своя типография, выпускавшая газету «В пути».

Штат спецпоезда насчитывал около 250 человек, все они получали высокие оклады и щедрые продовольственные пайки. Личную охрану Троцкого обеспечивали латышские стрелки. К поезду были приписаны 15 шоферов и мотоциклистов, а также броневик с экипажем. Каждый выход Троцкого к народу сопровождался торжественными маршами духового оркестра, в котором было 30 музыкантов.

Поезд довез до ЗАГСа

В конце 1918 – начале 1919 года мой дед –Борис Денисович Варавин (1895 (1896) года рождения, из казаков, уроженец Воронежской губернии, Богучарского уезда, Калачеевской волости (ныне г. Калач Калачеевского района Воронежской области) получил общее среднее образование с практической направленностью (закончил реальное училище в г. Калач). По военной специальности он шофёр. Член ВКП(б) с 1915 года. Участник Первой мировой войны, водитель бронеавтомобиля. В годы Гражданской войны – командир автобронеотряда Красной Армии.

При наступлении белогвардейских войск на Воронеж его автобронеотряд был разбит, и он чудом остался жив, был в составе экипажа бронепоезда, на котором передвигался нарком по военным делам, председатель Реввоенсовета Республики, один из создателей Красной Армии Лев Давидович Троцкий.

Лев Давидович Троцкий (справа)

Во время выступления Л.Д. Троцкого на вокзале города Воронежа перед рабочими, мой дед Б.Д. Варавин познакомился с конторщицей железнодорожной станции – моей бабушкой Таисией Михайловной Ястребовой, а 21 февраля 1919 года они в городе Воронеже зарегистрировали свой брак. По словам бабушки, после того как разбили бронеотряд, которым командовал мой дед, его назначили комиссаром бронепоезда.

В этом поезде, без учёта редких поездок в Москву, «демон революции» (как называли тогда Льва Троцкого журналисты и соратники по партии большевиков) провёл почти два с половиной года, с августа 1918-го и до самого окончания Гражданской войны в ноябре 1920-го, проехав больше 200 тысяч км.

Свои поезда имели и другие высшие военные руководители Красной армии молодой страны: Михаил Васильевич Фрунзе, Семён Михайлович Будённый, Михаил Николаевич Тухачевский, а также «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин.

Сталинский вагон

Исключительно литерным поездом пользовался Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), Председатель Совета Министров СССР Иосиф Виссарионович Сталин.

Из-за сильной аэрофобии «вождь народов» не любил летать. На поезде зимой 1928-го он совершил двухнедельную поездку по Сибири, по железной дороге отправлялся в долгие отпуска в Крым и на Кавказ.

Личный вагон Сталина имел бронированные стенки, пол и поэтому весил почти 80 тонн. В вагоне имелись небольшая кухня и место для врача, а также несколько купе для ближайших соратников «хозяина». Остальные сопровождающие генсека военные, дипломаты и наркомы располагались в других вагонах. По ходу движения поезда железнодорожное полотно и станции охранялись усиленными нарядами сотрудников милиции линейных отделов органов внутренних дел на транспорте.

В 1943 году, отправляясь на конференцию в Тегеран, Сталин доехал на спецпоезде до Баку, откуда в столицу Ирана и обратно всё-таки летел на самолёте, и это были единственные два полёта в его жизни.

А вот на две мирные конференции, прошедшие в Ялте и Потсдаме, он уже ехал исключительно по железной дороге. Примечательна записка Берии по поводу второй поездки: «НКВД СССР подготовлен специальный поезд. Маршрут в 1923 км (по СССР – 1095, Польше – 594, Германии – 234). Обеспечивают безопасность 17 тысяч солдат и офицеров войск НКВД, 1515 человек оперативного состава. На каждом километре железнодорожного пути от 5 до 15 человек охраны, а также личный состав линейных отделов милиции на транспорте НКВД СССР. По линии следования будут курсировать 8 бронепоездов войск НКВД».

Как известно, советская колея шире «европейской», и в Бресте необходимо было переставить вагоны на евроколёса. Но взять на себя эту функцию, которая могла не понравиться вождю, никто не решился. Поэтому железнодорожный путь от границы СССР до Потсдама – 828 км — был «перешит» до советской ширины.

Впереди спецпоезда шёл контрольный состав с 40 оперативниками управления охраны, а сзади – поезд с 70 бойцами войск НКВД. Управление комиссара госбезопасности 3-го ранга Павла Судоплатова отвечало за «очистку от враждебного элемента» 40-километровой зоны вдоль железной дороги.

Интерьеры сталинских литерных поездов совсем не походили на царские аналоги. Вкусам вождя более соответствовала спартанская обстановка.

Хрущёв ехал на поезде к Кеннеди

Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв предпочитал самолёты, но в Крым и на Кавказ добирался по железной дороге. Самой известной его поездкой по железной дороге стал визит в Вену, где в 1961 году у советского лидера состоялась встреча с президентом США Джоном Кеннеди.

Шестивагонный состав выехал с Киевского вокзала Москвы, по пути Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв остановился в столице Украины — Киеве, затем – у друзей – союзников по Варшавскому договору и социалистическому содружеству в Братиславе (Словакии) и Праге (Чехии).

Поезд Брежнева имел особенно плавный ход

Своего высшего расцвета спецперевозки по железным дорогам достигли при следующем советском вожде, Генеральном Секретаре ЦК КПСС И Председателе Верховного Совета СССР Леониде Ильиче Брежневе. Генсек в последние годы страдал гипертонией, и потому медики запрещали ему пользоваться самолётом, где во время полёта происходили резкие перепады давления.

Разумеется, состав был оборудован всем необходимым для работы и приёма гостей. К слову, кроме Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, спецпоездом могли пользоваться Председатель Совета Министров СССР и Председатель Верховного Совета СССР.

Поезд Брежнева, как правило, насчитывал семь вагонов, которые, в отличие от обычных собратьев, имели не две, а три оси, что обеспечивало плавность хода и снижало давление на рельсы: брежневский салон-вагон весил почти на 10 тонн больше обычного пассажирского. Все оборудование вагона было отечественным, за исключением системы искусственного климата, которые в СССР не выпускались. Интерьеры вагона были довольно скромными.

Естественно, литерному поезду всегда обеспечивался приоритетный режим проезда, дорога перед ним освобождалась, и движение возобновлялось только после прохождения спецсоставом следующей станции.

Кандидатуру машинистов для таких поездок утверждал КГБ СМ (Совета Министров) СССР. К ним предъявляли особые требования: стаж работы, классность, семейное положение, моральная устойчивость.

В числе сопровождающих лиц непременно были работники легендарной «девятки»- подразделения КГБ СССР, задачей которых была охрана первых лиц государства. Они размещались во всех вагонах и даже в кабине машиниста. По маршруту движения поезда – на всех полустанках, стрелках, путепроводах, тоннелях и мостах – выставлялись специальные караулы, сотрудников органов внутренних дел линейных отделов милиции на транспорте.

Нужно отметить, что работа была поставлена на высшем уровне – за всё время с поездом не случилось ни единого ЧП.

Поездка на Дальний Восток

Весной 1978 года генсек отправился в большую рабочую поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Четыре года уже шло сооружение БАМа, разумеется, он не мог проехать мимо, не встретившись с бамовцами. 4 апреля на станции Сковородино состоялся короткий митинг по случаю визита Леонида Ильича, в котором приняли участие более двухсот строителей.

Генеральный секретарь ЦК КПСС сделал остановки в Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Чите, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, встречался с военнослужащими Забайкальского и Дальневосточного военных округов, моряками Тихоокеанского флота, работниками ряда предприятий, студентами и школьниками.

23-24 ноября 1974 года в районе Владивостока состоялась рабочая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича и президента США Джеральда Форда. Она проходила в поезде Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.

Горбачёв тоже ездил на спецпоезде

Информации о том, что Юрий Владимирович Андропов или Константин Устинович Черненко, будучи Генеральными секретарями ЦК КПСС и Председателями Верховного Совета СССР – первыми лицами государства, путешествовали в спецсоставах, нет, а вот Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв совершил поездку на Дальний Восток в 1986 году на спецпоезде. Он успел побывать в Находке и Восточном, на Шаморе и во Всесоюзном пионерском лагере «Океан», на краевой выставке, что располагалась в павильоне на улице Батарейной, на плавбазе «Дальний Восток» и на празднике в честь дня Военно-морского флота.

А что за рубежом?

Больше всех из лидеров зарубежных государств на спецпоезде проехал первый и единственный президент Югославии, Маршал Иосип Броз Тито – около 600 тысяч км. Он пользовался им с 1956 по 1980 год.

Сегодня единственный глава зарубежного государства, который передвигается только на поезде, — лидер Северной Кореи Ким Чен Ын – Председатель Государственного совета КНДР. В сентябре 2023 года его состав побывал на российском Дальнем Востоке.

Удивительно, но в США, где наибольшая протяжённость железных дорог (294 тысячи км), у главы государства персонального состава нет. Последним из президентов, был Франклин Рузвельт, который руководил страной с 1933-го по 1945 год, который пользовался железной дорогой при своих служебных поездках.

Николай Варавин
Историк, полковник милиции в отставке,
ветеран МВД России и боевых действий.