Мост в завтра: как волжане строили и «фестивалили» в предъюбилейное десятилетие

0
793

Проект «Волжской правды» «Погружение-65»

Главным событием юбилейной пятилетки стало открытие нового моста через Ахтубу. Строительство тянулось восемь лет, проект стал настоящей притчей во языцех — никто уже не верил, что когда-нибудь он будет реализован. Но полтора года назад торжественный пуск состоялся. Теперь добираться в областной центр альтернативной дорогой, не через ГЭС, для волжан – дело привычное.

Вот топ-5 событий пятилетки, по версии «Волжской правды».

  1. В сентябре 2014 года в посёлке Краснооктябрьском с огромным успехом впервые прошёл Константиновский фестиваль, праздник казачьей культуры. Для волжан подготовили обширную программу: показательные выступления мастеров казачьего рукопашного боя, джигитовка, парашютный десант, концертная программа, мастер-классы кузнецов и стеклодувов и реконструкция — взятие средневековой крепости. Фестиваль так полюбился волжанам, что его было решено сделать традиционным, а впоследствии он получил статус областного.

2. Октябрь 2015 года. Состоялось открытие памятника Матерям и детям военного Сталинграда (скульптор Николай КАРПОВ). Место для его установки определили сами волжане — на высоком берегу Ахтубы, с которого хорошо виден монумент Родины-матери. С инициативой создать этот памятник выступили активисты организации «Дети военного Сталинграда», а средства собирали всем миром: помогли меценаты, предприятия, волжские вузы, общественные организации и неравнодушные граждане

3 В июле 2016 года в Сочи проходили девятые Всемирные хоровые игры. Так называемая «Олимпиада хоров» собрала 15 тысяч участников из 76-ти стран мира. Волжский представлял детский хор «Глория» школы искусств «Этос». Ребята стали серебряными призёрами Олимпиады в одной из возрастных категорий.

4 Волжский — город индустриальный. Этот постулат мы убедительно доказали в марте 2017 года, когда областной комитет промышленности и торговли опубликовал рейтинг предприятий — лидеров индустрии. Первые строчки в нём заняли Волжский трубный завод, ОАО ЕПК «Волжский», ЗАО «Газпром Химволокно», ООО «Волгабас Волжский», ОАО «Волтайр-Пром».

5 20 декабря 2017 года было торжественно открыто движение по новому мосту. В церемонии приняли участие губернатор Андрей БОЧАРОВ и министр транспорта России Максим СОКОЛОВ. Сооружение длиной 6,5 км, имеет важное значение для региона в целом: кроме того, что мост помогает разгружать автодорогу, идущую через пойму и поселения, он входит в большой транспортный коридор, который связывает Россию с Китаем, Ираном и странами Средней Азии.

ЛИЧНОСТЬ ЭПОХИ: Александр Рогозин и его время

Александр Александрович был человеком невероятно талантливым: поэт, писатель, историк, путешественник, журналист… Учителем его по праву называют многие волжские поэты и прозаики – более 30 лет Рогозин руководил литературным объединением «Поиск», а в последние годы именно он стал одним из инициаторов проведения литературного конкурса-фестиваля «Новое слово». Александр Александрович писал стихи – очень простые и мудрые, весёлые и трогательные. А главным трудом своей жизни считал монографию «Логинов и его время». Многим волжанам эта книга открыла могучую личность первого начальника строительства ГЭС и – парадоксальным образом – самого автора. «Логинов и его время» – это архивные документы и фото, страницы дневников Фёдора Георгиевича, из которых складывается масштабная картина строительства города и гидростанции. Потом, когда появилась пьеса «Орден республики», одним из второстепенных персонажей которой стал Фёдор Логинов, я невольно обидела Александра Александровича, сказав, что новая версия мне нравится меньше, чем документальная повесть. «Детективный сюжет, попытка похищения ордена – зачем это?» – «Ну как ты не понимаешь? – горячился автор. – Мы ведь для молодёжи, в первую очередь, писали! А те, кто посмотрят спектакль, потом и книгу о Логинове в руки возьмут. Разве я не прав?». Оказалось – прав.

ЛЕГЕНДА ЭПОХИ: Волжскому 700 лет?

О том, что наш город возник на месте большого села Верхняя Ахтуба, знают все волжане. Но, как выяснилось, его история берёт начало несколько веков назад.

Рассказывает научный сотрудник Музея памяти солдат войны и правопорядка Артём ПАЙВИН: – В 2015 году знакомый принёс мне горсть старинных монет. Сказал, что нашёл их в строительных отвалах на территории 14-го микрорайона, активная застройка которого как раз проводилась в то время. Какие-то артефакты встречались на этом участке и раньше, люди подбирали керамику, глиняные черепки, которые явно вымывало водой. Но монеты, да ещё в таком количестве — это действительно уникальная находка. Я показал их Александру ГЛУХОВУ, который в то время заведовал лабораторией археологии и этнографии при ВГИ. И выяснилось, что монеты датируются примерно 1320 годом! То есть, когда-то здесь существовало золотоордынское поселение, которое образовалось раньше Царевского? В ходе раскопок, организованных лабораторией археологии, были найдены осколки керамики, элементы декора явно среднеазиатского происхождения. Скорее всего, в XIII – XIV веке здесь была переправа, а рядом, на левом берегу Ахтубы, в начале правления золотоордынского хана Узбека возникло городище. Возможно, это был достаточно крупный населённый пункт с русскими и тюркскими кварталами на пути караванной торговли. Получается, Волжскому не 65 лет, а гораздо больше? Возможно, скоро мы узнаем ответ.

СВИДЕТЕЛЬ ЭПОХИ: Александр ВЕЛЬМОЖИН. Это о нём писал Танич

Это может показаться странным, но самым обсуждаемым героем нынешней пятилетки стал Федор Логинов. Толчок для переоценки этой личности дали два события. Сначала вышла в свет книга Александра Рогозина «Логинов и его время», а затем — его же (в соавторстве с Игорем Винниченко) пьеса «Орден республики», по которой был поставлен нашумевший спектакль. Прототипом главного героя пьесы стал первостроитель Александр Вельможин, некогда начальник автоуправления Сталинградгидростроя, руководивший перекрытием Волги во время строительства ГЭС, а в 1965–1968 годы работавший главным специалистом по автотранспорту на строительстве Асуанской плотины в Арабской республике Египет. Увы, не так давно он ушёл из жизни. Но остались его воспоминания. – Приехал я на стройку в 1950 году. Явился в отдел кадров – он тогда находился в Сталинграде, на улице Краснознаменской, при УВД. Начальник удивляется: «В автотранспортный цех? Так у нас ни одного автомобиля нет…». Пришлось ждать, пока создадут автогородок. А в 1958 году у нас на балансе было уже 1 800 автомобилей. Однажды Логинов собрал совещание: как возить рабочих на стройку из Средней Ахтубы, Погромного, Заплавного, Ленинска? Дорог нет, автобусов тоже… Подключили мы инженеров, и они спроектировали специальные будки, которые установили на армейские вездеходы. Поставили туда сидения, но пришлось их убрать уже после первых рейсов – народа в ЗИСы набивалось так много, что сидения только мешали. И стали курсировать наши вездеходы на стройку и по окрестным посёлкам, развозя рабочих… А известный поэт Михаил Танич потом написал песню: «Идёт автобус в котлован, от перегрузки приседая»… Вы думали, в песне говорится об «Икарусах»? Нет, наши тогдашние автобусы – армейские вездеходы с самодельными будками… Многое сегодня вспоминается о стройке. И как мы соцсоревнования проводили, кто больше рейсов сделает без ремонта, и как звёздочки лепили на кабины победителям… И как, когда готовились к перекрытию Волги, специально начертили схему движения по перешейку, отобрали лучших шофёров и провели инструктаж. В итоге наши ребята работали быстро и чётко, без задержек и пробок, так что перекрыли мы реку с опережением графика: думали, что больше суток придётся трудиться, а управились часов за 20. Такая вот история…

СТАРЫЕ НОВОСТИ: «Мы – Логиновы!»

В августе прошлого года в Волжском побывали… потомки первого начальника стройки. Фёдор (названный, конечно же, в честь деда) и Анастасия Логиновы – дети Виктора, сына Фёдора Георгиевича от первого брака. Вот что рассказала корреспонденту «Волжской правды» Ольга ЛОГИНОВА, жена Фёдора: «Сыну задали в школе сочинение – написать о своём родственнике, участнике Великой Отечественной войны. Он решил рассказать о прадедушке, Фёдоре Георгиевиче. Мы стали изучать материалы – и выяснили, что дед строил гидростанции, а в Волжском его именем названа улица. Виктор мало знал своего отца: Фёдор Георгиевич ушёл из семьи, когда мальчику было 11 лет. Но остались письма, которые Логинов писал, несмотря на занятость. Он интересовался делами сына, расспрашивал об успехах в школе, о книгах, которые тот читал. Если мальчик не сразу отвечал, Фёдор Георгиевич по-доброму пенял ему на задержки – видимо, очень ждал писем из дома. Мы написали в Волжский историко-краеведческий музей, попросили поделиться материалами о Логинове. А нас пригласили в гости! Дождались летних каникул, чтобы взять с собой детей. И вот мы здесь! Знаете, когда автобус въехал в Волжский, ком подступил к горлу: было ощущение, что мы вернулись домой после долгой разлуки». На прощание Логиновы пообещали вернуться в город, который строил их дед и прадед.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here