От лимана до «Сармата»: как ракетостроители Волжский от промстоков спасали

1054
Геннадий Густомясов, первостроитель, участник организации «Дети военного Сталинграда»
реклама

В конце апреля наша страна представила самую мощную в мире межконтинентальную баллистическую ракету «Сармат» – её пуск в Плесецке завершился успешно. Ракета способна поражать цели на больших расстояниях, используя различные траектории полета и, скорее всего, будет принята в России на вооружение до конца года. Казалось бы, что может связывать такой далекий от ракетостроения Волжский и главного конструктора «Сармата» Владимира Дегтяря? Но правда в том, что в начале 90-х годов этот специалист нередко бывал в нашем городе. А о том, что Владимир Григорьевич здесь делал, нам рассказал первостроитель Геннадий Густомясов.

Генерального конструктора Государственного ракетного центра имени академика В. П. Макеева наш первостроитель Геннадий Густомясов увидел по телевизору в новостных сюжетах о запуске «Сармата». Новинку, способную достигать целей на удалении 18 тысяч километров, организация разрабатывала на протяжении семи лет. А в суровые 90-е этот же центр реализовывал проект по очистке Большого лимана в Волжском. Вот тогда-то Геннадий Павлович, возглавлявший в нашем городе комитет по экологии, активно общался с Владимиром Дегтярём.

– Я его сразу узнал, когда увидел в телевизоре, Владимир Григорьевич практически не изменился, – говорит первостроитель. – Мне приятно вспомнить, что довелось посотрудничать с ним – простым, бесхитростным мужиком, с которым можно было общаться на любые темы. Правда, тогда он занимал должность главного инженера этого ракетного центра.

Сблизила двух этих людей большая экологическая проблема. В начале 90-х Большой лиман, куда попадали стоки с предприятий, стал переполняться. Водоём площадью 40 квадратных километров и объёмом 180 миллионов кубометров окружили специальным валом, потому что уровень стоков чуть ли не на полметра превысил проектные значения. Чтобы не допустить экологической катастрофы, местные власти стали искать выход из ситуации.

– Глава Волжского Григорий Кононов и его зам Анатолий Марченко держали на контроле эту проблему, они и заключили договор с Государственным ракетным центром, которому предстояло очистить Большой лиман, где была собрана вся таблица Менделеева, – вспоминает Геннадий Павлович. – Они использовали какие-то подводные установки, но о подробностях рассказать не могу, поскольку не курировал договор. Одно могу сказать, что работали они там года два. Завершить дело не смогли, поскольку время наступило тяжелое, страна переходила на новые рельсы. Тем не менее результат был достигнут, ведь и сами заводы снизили производственные мощности. Экологической катастрофы удалось избежать.

В последний раз первостроитель видел будущего генерального конструктора Государственного ракетного центра в 1997 году. Тогда он приезжал в наш город на свадьбу к сыну и приглашал на это торжество Геннадия Густомясова. А когда стал возвращаться домой на Урал, то Геннадий Павлович вместе с ним ехал на одном поезде, потому что его тогда как раз отправили в командировку в Свердловск.

Позже сын Владимира Дегтяря подарил волжанину книжку о Государственном ракетном центре имени академика В. П. Макеева, которую первостроитель бережно хранит по сей день.