От озабоченности переходим к действиям

465
реклама

Хотя, если следовать рекомендациям ретивых депутатов Госдумы, намеревающихся ввести штрафы за неоправданное публичное использование иностранных слов, теперь уместнее (да и для личного благосостояния безопаснее) говорить о ввозозамещении.

Озабоченность преобладанием на территории страны товаров заграничного производства вполне понятна и обоснована. Особенно в изменившихся условиях ведения внешнеэкономической деятельности, чреватых всевозможными санкциями со стороны европейских и американских партнеров. Единственным адекватным ответом на них как раз и стало давно напрашивавшееся решение правительства открыть отечественным производителям зеленую улицу для самореализации. Вот и не верь после этого, что нет худа без добра.

В отличие от прочих громогласных проектов, временные рамки для вытеснения производимой за рубежом продукции установлены весьма жесткие. Крайний срок – 2018 год. К этому времени, по словам замминистра промышленности и торговли Глеба Никитина, объем ввозимых из-за границы изделий должен быть сокращен до 20 процентов. Подробности обещают представить уже нынешней осенью в соответствующем правительственном акте, включающем в себя все товарные позиции, требующие замещения.

Что ж, отечественным производителям будет где развернуться. По данным Росстата, совокупный объем производства российских обрабатывающих предприятий всех отраслей составил в 2013 году 9 триллионов 879,8 миллиарда рублей, что почти на 225 миллиардов меньше стоимости импортированных товаров. Реалии таковы, что Россия может самостоятельно обеспечить себя только топливно-энергетическими ресурсами, древесиной, целлюлозно-бумажными изделиями и металлами (в том числе – драгоценными). По всем другим товарным группам (машины, технологическое оборудование, транспортные средства, продовольствие, медицинские препараты, бытовая техника, одежда и обувь) доминирующее положение на отечественном рынке занимает импорт (да простят меня депутаты).

Наиболее животрепещущей на сегодняшний день признана задача замещения украинской продукции, поставлявшейся российскому оборонно-промышленному комплексу. Ее предстоит решить еще в более сжатые сроки – за полтора-два года. Именно такие рамки очертил Президент России Владимир Путин. Выступая на встрече с членами Союза законодателей, глава государства заверил, что все средства для этого – и финансовые, и технологические – у оборонно-промышленного комплекса есть.

Не менее важной выглядит и задача обеспечения продовольственной безопасности страны. Оставим за скобками продукты, которые не производятся в силу климатических условий – кофе, чай, какао, цитрусовые плюс так называемый брендированный алкоголь. На них, кстати, приходится половина российского пищевого ввоза, общий объем которого составляет около 40 миллиардов долларов.

А вот во вторую половину списка попадают продукты, которые не только можно, но и должно производить на российских просторах. Яблоки из Польши и помидоры из Труции в сетевых магазинах южных регионов страны – это, согласитесь, нонсенс. То же можно сказать о говядине, рыбной и молочной продукции с зарубежной маркировкой. Стоимость их закупок за кордоном составляет около 6 миллиардов долларов в год. Специалисты подсчитали, что примерно такого же объема инвестиций будет достаточно для того, чтобы навсегда избавиться от столь дорогостоящей импортной зависимости. И обойдется это в цену всего лишь одного газопровода с не самой большой пропускной способностью.

Куда больших вложений и усилий потребует перенастройка на современный лад отечественных машиностроения, фармацевтики, химической и легкой промышленности, от которых будут требовать высококачественной продукции, не уступающей как минимум мировым аналогам. Вот где все еще непочатый фронт работы, начиная с инвестиций на техническое перевооружение и кончая производительностью труда.

Стимулированию всего комплекса стоящих перед российскими товаропроизводителями новых задач было посвящено заседание правительства недельной давности. Модернизацию производства намереваются подстегнуть принудительным переходом на наилучшие доступные технологии с использованием отечественного оборудования. Их внедрение станет непременным условием для получения кредитов на техническое перевооружение из специального фонда поддержки промышленности.

За четыре ближайших года правительство рассчитывает создать не менее четырех с половиной миллионов высокотехнологичных рабочих мест. И тем самым радикально решить ставшую уже притчей во языцех проблему низкой производительности труда, которая продолжает усугубляться. В 2013 году, например, она выросла всего на 1,6 процента, что вдвое меньше, чем за предыдущие двенадцать месяцев.

Нынешний уровень производительности труда на российских предприятиях вдвое ниже, чем в ведущих европейских государствах, и в 2,5 раза меньше, чем в США. При таких показателях о каком реальном, а не декларированном импортозамещении может идти речь? Отсюда и новые контрольные цифры – за те же четыре ближайших года увеличить производительность труда не менее чем в полтора раза.

Программа стимулирования российских товаропроизводителей, основные контуры которой были озвучены Владимиром Путиным на Петербургском форуме, уже получила название новой экономической политики. Остается надеяться, что НЭП 21-го века окажется для России и долговечнее, и результативнее своего аналога почти столетней давности.

Фото omg.md