Открыть в себе Бэнкси: волжанка обучает детей искусству граффити и мечтает преобразить наш город

626
реклама

Не так давно в Волжском появилось новое общественное пространство, которое назвали «Космопарком». Активное участие в создании его облика приняли воспитанники школы искусств «Этос». Оказывается, еще в прошлом году там открылось обучение по специальности «граффити». Недавно здесь набрали уже второй курс юных волжан, стремящихся овладеть секретами этой уличной культуры.

О популярности жанра, и о трудностях его развития в нашем городе «ВП» поговорила с преподавателем «Этоса» по этой дисциплине Евгенией Мильцыной.

С младых ногтей

Евгения, вы достаточно молоды, вам всего 23 года, а вы уже преподаёте. Когда вы почувствовали в себе тягу к рисованию?

– Я начала рисовать в один год. Мама рассказывала, что я изобразила тогда на магнитной доске полноценную картину — человечек, зонтик… Потом были художественная школа, учёба в разных студиях, затем я закончила Волгоградский государственный социально-педагогический университет по программе искусство и всю свою жизнь что-то рисовала.

Картина Евгении Мильцыной

Это — картины, плакаты, графика, живопись, при этом я использую любые материалы, которые только можно достать. Если выезжаю куда-то за пределы города, скупаю материалы, которых у нас нет. Мне всё интересно, поэтому я себя не ограничиваю, рисую всё, от пейзажей до портретов — обычные и стилизованные, маслом под старину… Я сделала свою личную студию в гараже, она у меня полностью «закатана» граффити. Там я творю.

Евгения в процессе работы

А как вы пришли именно к этому жанру?

– Это тоже настоящее и серьёзное явление культуры, которое иногда путают с банальным вандализмом. В отличие от плохо написанных букв на стенах, искусство, как правило, затрагивает какие-то высокие и большие темы и сделано это всегда красиво.

Есть работы художников, которые могут украшать целую стену многоэтажки, и бывают просто невероятные картины! Муралы, в которых поднимаются национальная тематика, городские легенды при очень профессиональном с художественной точки зрения, исполнении. В Волжском я бы выделила несколько таких объектов. Это мурал около «Спутника» — работа достаточно качественная и правильная с точки зрения городской истории, и объект стрит-арта в арке дома -тысячника на проспекте Ленина. Там отличное изображение на тему космоса.

— Но работа такого качества в Волжском очень мало…

— Да, к сожалению, пока что на городских стенах больше вандализма. Надписи какие-то корявые, их замазывают, но они снова появляются. Очень хотелось все это исправить. Меня граффити заинтересовало возможностью менять среду вокруг себя, в начале я занималась частными заказами, например, в детской городской поликлинике делала роспись, внутри кабинетов разрисовывала стены. В прошлом году устроилась в «Этос» и предложила директору Елене Ларионовой идею обучать детей этому ремеслу. Она меня поддержала, мы решили подать заявку на грант, который бы нам помог с финансированием и выиграли его, и результаты этой работы уже видны на улицах Волжского.

Роспись Евгении в поликлинике радует детей

Грант в помощь

Что приобрели на средства гранта и где увидеть картины, созданные благодаря ему?

– На деньги гранта мы приобрели краски, защиту для детей, маркеры, разнообразные расходники. В первый раз мои ученики в рамках фестиваля раскрасили кубы в «Космопарке», результат всем понравился и потом нас пригласили, уже как специалистов, чтобы мы полностью расписали эту территорию.

Потом у нас был забор в школе №31, который нас попросили украсить и мы решили расписать его изображениями местных волжских достопримечательностей, там сейчас изображены наши знаковые места — водонапорная башня, колесо обозрения, храм Серафима Саровского… В течение 2 недель трудились над эскизом, его утвердил заказчик и результат получился отличным.

Нам потом писали, дескать: «Ходим мимо с детьми, они на это всё смотрят и начинают интересоваться историей города». В этом и суть нашего проекта — не только научить рисовать подростков, но и сделать их творчество интересным и даже полезным людям. И ещё один момент, я показываю детям, что граффити — это не только нелегальщина, можно законно этим заниматься, да ещё и деньги в будущем получать. И дети в восторге от этих простых истин, оказывается ты можешь этим легально зарабатывать! К тому же это может стать профессией!

Эту стену расписали воспитанники «Этоса»

Как дальше собираетесь развивать эту деятельность?

– Обычно для того, чтобы расписать легально в городе стену, нужно получить разрешение, но сейчас не мы обращаемся, а к нам обращаются. О нас уже знают и к нам приходят запросы с просьбами о росписи. Наши заказчики -школы, поликлиники, денег за работу они нам не платят, оплачивают только «расходники».

Чтобы развиваться мы снова будем участвовать в грантовом конкурсе. На этот раз, если всё удастся, мы создадим помещение со специальными вытяжками, чтобы там дети могли заниматься круглый год.

Сейчас у нас занятия идут по субботам по два часа, а курс длится в течение трёх месяцев, если будет специальное помещение, то граффити можно будет учиться круглый год.

К моему предмету у подростков большой интерес, многие хотят этому научиться, они открывают у нас новые горизонты и начинают понимать, что баллончик — это не средство порчи стен, а возможность создания красоты.

Мильцына создаёт оригинальные полотна

А кому «показано» учиться у вас? Не у всех же есть талант к рисованию

– Мы берём всех желающих, я считаю, что способностей в этом деле нет только у 10 % людей, и к нам такие не приходят. Им в принципе это неинтересно, у них способ мышления другой. Моя задача просто научить пользоваться новым материалом людей, любящих рисование. В основном у меня учатся подростки от 12 до 15 лет, которые быстро осваивают новую специальность и добиваются успеха. 13-летняя девочка из первой моей группы пришла на фестиваль граффити, посвящённый средствам индивидуальной мобильности в парке Волжский, нарисовала потрясающую картину, и выиграла приз. Она изложила художественными методами правила использования СИМами — изобразила динозаврика, едущего на велосипеде. И это всем очень понравилось.

Кстати, мы практикуемся не только на стенах, мы ещё рисуем на бумаге, изучаем основы живописи и различные технологии.

Евгения Мильцына работает в разных жанрах

От Дали до Спайдера

Кто вам нравится из корифеев этого жанра?

— Изначально граффити были просто посланиями нью-йоркских банд, потом эту форму стали использовать настоящие художники и превратили всё это в настоящее искусство. Сейчас в этом жанре наиболее известен Бэнкси, но этот парень украл идею у французского мастера Блэк ле Ра, который своего лица не скрывал. Посредством картин на стенах он высказывался по разным остросоциальным вопросам. Его даже полиция задерживала за это, но он выходил и продолжал рисовать. Он был настоящим новатором, например, первым придумал делать граффити при помощи трафарета. Из обычных художников люблю Сальватора Дали и ещё очень нравятся работы Пабло Пикассо, потому что он был первооткрывателем и большой личностью. Он уже в 13 лет рисовал так, как умеют немногие взрослые мастера и открыл свой собственный стиль. Энди Уорхолл тоже нравится, ведь поп-арт очень близок к граффити. Из современных российских граффитистов нравится человек с ником Спайдер, он живет в Москве, потрясающе делает надписи и теги, участвует в разных фестивалях и довольно известен.

Каков по-вашему цвет у нашего города?

– Жёлтый. Я люблю этот цвет, он яркий, тёплый, позитивный, это цвет солнца. Но Волжскому не всё же не хватает красок, я это ощущаю. У нас масса домов, которые не отличаются архитектурной красотой и их фасады, выходящие на улицы, вполне, могут стать холстами, на которых будут картины, поднимающие настроение горожанам.

В больших городах эта культура сейчас процветает, там разукрашивают буквально всё, что можно. У нас это пока происходит только в рамках маленьких частных заказов. Думаю, в данный момент мы присутствуем при зарождении этого направления в Волжском.

Поделитесь вашими мечтами и надеждами

– Я надеюсь, что когда мои воспитанники подрастут, они возьмутся за дело и превратят наш город, который и так неплох, в красивейшее место. Я хочу, чтобы город был, как музей. Чтобы выйдя на улицу, ты сразу созерцал что-то красивое, на домах не должны быть изображены слоганы, там должны быть картины!

Первым делом я бы взялась за небольшие киоски и маленькие магазины, разные будки, всякие малогабаритные помещения, которые есть почти в каждом дворе, потому что они больше всего подвергаются вандализму.

Я бы украсила их яркими, красивыми, приятными глазу образами. Это были бы пейзажи или репродукции известных картин. В этом случае искусство должно быть вне политики. Оно должно давать душе покой, а тревожить темами, от которых хочется бежать. Пусть оно несет в себе идею созерцания и созидания, любви и мира.