Памяти маэстро Виктора Григорьевича Друмова

2356
реклама

В марте город простился с замечательным педагогом, дирижёром и музыкантом, который оставил после себя огромный вклад в развитие культурной отрасли города и воспитал не одно поколение настоящих граждан своей страны и патриотов Волжского. Это повествование–небольшая дань памяти этому замечательному человеку.

В 60-х одним из любимых инструментов Виктора Друмова был контрабас

От ДК ВГС до Дома Пионеров

В 1961 году в динамично строящийся Волжский приехал выпускник Белгород- Днестровского музыкально-педагогического училища Виктор Друмов. Молодой музыкант устроился на работу в единственный на тот момент самый крупный очаг культуры города ДК ВГС, где начал создавать своё монументальное детище, которое впоследствии стало делом всей его жизни –детский оркестр русских народных инструментов. Сначала это был небольшой коллектив–домровая группа, но планы Виктора Григорьевича были масштабными, он хотел сделать большой оркестр. Позднее с введением в строй дома Пионеров на Набережной эти планы маэстро стали реальностью. Он перешёл на работу туда, где наряду с ещё одним подвижником культуры Виктором Розе –основателем детского духового оркестра стал одним из патриархов волжской музыкальной культуры.

Первым «портом приписки» Виктора Григорьевича был ДК ВГС
Марина Друмова

–Эти несколько человек, которые в то время руководили оркестрами и разнообразными кружками в Волжском, они были первопроходцами, –вспоминает дочь Друмова, Марина,–Эти люди сделали то, чего до них не было в городе. Они развили настоящее массовое музыкальное направление, через их руки прошли целые поколения волжан. И все они, если и не стали профессиональными музыкантами, то стали приличными, духовно развитыми людьми. Например, у моего отца единомоментно занимались 90 детей и подростков, которые осваивали нотную грамоту, технику игры на инструментах и тем самым вовлекались в процесс духовного обогащения. Оркестр был его жизнью, ему приходилось заниматься всеми делами от творческих до организационных. К примеру, оркестр уже в самом начале здорово выступал, но с инструментам тогда было очень непросто и вот ему пришлось заказывать их аж на заводе в Ленинграде и, несмотря на большие сложности ему это удалось.

Виктор Друмов (второй справа) с Виктором Розе (второй слева) в городском Доме Пионеров перед его открытием

Созданный Друмовым сложный, самобытный организм продолжал жить и развиваться, его руководитель в начале каждого учебного года приходил в городские школы и набирал всех желающих в свой коллектив. Дети охотно откликались и таким образом оркестр прожил интереснейшую и долгую жизнь.

На одной сцене оркестр русских народных инструментов, хор и хореографический ансамбль
Владимир Ежов

–Я пришёл в этот оркестр в 1963 году. Учился во втором классе в 10-ой школе, Виктор Григорьевич пришёл к нам, потестировал (попросил пропеть что-то), а потом сказал–приходи. И в результате я там занимался музыкой вплоть до армии, да и после неё туда заглядывал, –поделился профессиональный музыкант, барабанщик Владимир Ежов.– Друмов для нас был, как отец. Мы шли к нему, как к родному, потому что он был педагогом с большой буквы, всегда нас выслушивал, подсказывал. Когда репетиции поздно заканчивались даже домой нас провожал. То, что он заложил, меня и определило, в дальнейшем я стал профессиональным музыкантом, отучился позднее в «Серебряковке», играл и играю во множестве коллективов.

Виктор Григорьевич обладал яркой внешностью

Припоминаю одну такую его черту, которую он привил и нам. Виктор Григорьевич всегда очень щепетильно относился к своему внешнему виду, всегда был подтянут, модно и с иголочки одет, к этому приучил и нас. Наши занятия отличались от учёбы в музыкальной школе, у нас, например, не было сольфеджио и музлитературы, но к нам бегали на занятия ребята, которые учились в обычных музыкалках, потому что у нас было интереснее. Сам Виктор Григорьевич владел многими инструментами и, например, нигде не учили в то время играть гитаре, а он нам эту премудрость преподавал. Потом появились ВИА и на нашей базе у нас тоже был ансамбль, через который многие ребята прошли.

Казалось, что для руководителя оркестра не было неразрешимых задач. В 60-е были определённые сложности с партитурами, не хватало нот, особенно современных авторов, но Виктор Григорьевич просто «снимал» на слух и заносил на нотный стан, любую песню или мелодию, слушая аудиозаписи. По этим нотам и играл потом его оркестр. Когда грянула эпоха вокально-инструментальных ансамблей и остро ощущалась нехватка эстрадных инструментов Друмов вместе со своими учениками начал делать электрогитары, которые звучали зачастую не хуже их западных аналогов. На них играл ВИА «Поющие жирафы», который был в своё время очень популярен в городе.

Оркестр Дома Пионеров на записи для ТВ

Днём–дирижёр, вечером–басист

В 60-е –70-е годы в СССР в рестораны ходили не только затем, чтобы выпить и поесть, туда шли ещё и за музыкой. Там играли ансамбли, исполнявшие всё, что закажут посетители, для музыкантов это была довольно престижная, прибыльная, но очень непростая работа. Друмов не мог пропустить шанс появиться перед публикой в этом амплуа и выступал в качестве контрабасиста и певца в ресторане «Волга», который был в одном здании с гостиницей «Центральная». В этом отеле часто селились иностранцы и вечерами они захаживали в заведение.

–Мне рассказывали, что люди из-за рубежа подходили к музыкантам и просили их исполнить какие-то только им ведомые произведения,–ребята не знали их и тогда на помощь приходил отец, заказчики напевали ему песню, он расписывал партии и на следующий день этот шлягер уже гремел в ресторане, –рассказала Марина Друмова.–Я помню у папы дома лежали тетрадки с нотами и словами даже каких-то японских песен. Так и получалось, что днём он работал в оркестре, а вечером в ресторане. Он любил разную музыку, у него было подразделение только на хорошую и плохую. Я ещё маленькая была, но хорошо помню, как он в один из дней зашёл ко мне в комнату и расстроенно сказал: «Представляешь! «Битлз» распались…» И примерно также он переживал отъезд из страны Ростроповича и Вишневской… Оперу он знал прекрасно, так что, его диапазон был очень широк. И своим воспитанникам он прививал вкус к хорошей музыке.

Виктор Григорьевич со своими воспитанниками на ступеньках Дома пионеров

Я тоже занималась во дворце пионеров, но танцами, и в период расцвета у нас практиковались такие постановки, когда на сцене играл оркестр под управлением отца, и в это время на шли хореографические номера и пел хор, это было масштабно и красиво. Состав его оркестра менялся, через него с 60-х до нулевых прошла масса людей, которые получили прививку настоящей культуры и музыкального образования.

Папа по национальности был болгарином и выглядел очень импозантно, у него была характерная южная внешность, усы, борода. И как то раз в доме Пионеров принимали делегацию из Кубы, папу попросили провести экскурсию. Там стояла большая группа пионеров с цветами наготове, чтобы вручить их кубинцам, и было слышно, как дети шептались между собой: «Ни фига себе! Такая толпа одного кубинца водит!» В общем, спутали его с Фиделем, наверное.

В Дом Пионеров часто привозили иностранные делегации
В ВИА Дома Пионеров играли и девушки

С песней по жизни

Состав оркестра Друмова менялся, через него с 60-х до нулевых прошла масса людей, которые получили прививку настоящей культуры и музыкального образования. За несколько десятилетий этот коллектив стал в хорошем смысле «рассадником» культуры в Волжском.

Многие из его бывших участников пополнили ряды профессиональных музыкальных коллективов, вспомним хотя бы музыканта из группы Стаса Намина «Цветы» Александра Грецинина или массу других исполнителей, которые сейчас приносят славу нашему родному городу, но главная заслуга Виктора Григорьевича, конечно, не в этом. Он был способен привить любовь к музыке волжским мальчишкам и девчонкам.

ансамбль под управлением Друмова на дне Нептуна в пионерлагере
Репетиция в Доме Пионеров
Александр Михайлов

–Я занимался у Друмова с начала 70-х и тогда у молодёжи это было просто намоленное место. Через оркестр прошли сотни волжан, которые добились успехов в жизни, бизнесе, да и просто стали нормальными Людьми. Он был великий воспитатель. Мы у него учились и не только музыке,– вспомнил профессиональный музыкант, барабанщик Александр Михайлов.–Помню, как с ним вместе мы даже выпиливали гитары, чему только от него не научились…Он дал нам очень много. Виктор Григорьевич был очень харизматичным, мы шли за ним без оглядки и это был правильный путь. Помню, как он меня лично водил в ДК ВГС на концерты звёзд советской эстрады, чтобы я видел, как работают мастера, он очень тонко чувствовал грань между хорошим и плохим и очень деликатно давал нам это почувствовать, меня он научил впитывать культуру.

Виктор Григорьевич со своими воспитанниками на сцене Дома Пионеров

Я запомнил его лакированный стол, по которому на занятиях он стучал линейкой вместо метронома, на столешнице в скором времени не осталось лака. В его классе всегда был идеальный порядок и это при том, что он никогда не позволял себе оскорбительных слов или чего-то подобного. Дети в огромном количестве сами ходили в оркестр без малейшего принуждения, сейчас такое себе можно представить?

За режиссёрским пультом маэстро Друмов
Виктор Друмов дирижирует своим оркестром

В 2005 году Виктор Григорьевич отошёл от дел, ему стало тяжело заниматься любимым коллективом и после его ухода оркестр в силу разных обстоятельств, увы, прекратил своё существование. А совсем недавно маэстро ушёл от жизни, но остался в памяти его благодарных воспитанников, сейчас они собираются обратиться к городским властям с просьбой об установке мемориальной доски в честь Друмова на здании бывшего Дома Пионеров.

P.S.

«Волжская правда» благодарит за предоставленные фотографии Марину Друмову, Владимира Ежова и Александра Михайлова

Александр Грецинин