Поможет ли статус «памятника» восстановить облик речного вокзала на левобережье Волги

Здание речного вокзала за колючей проволокой
реклама

В апреле этого года завершилась историко-культурная экспертиза речного вокзала, длившаяся чуть менее трёх месяцев, и давшая утвердительное заключение об исторической, архитектурной и градостроительной ценности этого объекта.

Теперь речной вокзал будет внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия и, возможно, будет восстановлен.

Дебаркадер, рёбра жёсткости и световой колодец

К объектам культурного наследия речной вокзал был причислен в 2021 году приказом комитета госохраны объектов культурного наследия региона. Его разрушающееся здание (ул. Портовая, 20) находится в северной части нашего города, на левом берегу Волги, на стрелке между заливом Осадный и судоходными шлюзами №30 – 31, входящими в состав Волгоградского гидроузла.

Балка Осадная. Выкопировка с Яндекскарт, размещенная в акте экспертизы Н. Оболенской

Для определения обоснованности включения речвокзала в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, управлением муниципального имущества мэрии была заказана госэкспертиза. Исследование и аналитику проводила специалист производственного отдела «Проектно-экспертного центра «Вектор», эксперт государственной историко-культурной экспертизы, госэксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Наталья Оболенская.

Акт экспертизы находится в открытом доступе в документах Облкультнаследия

Стоит отметить, что до строительства речного вокзала на этом месте в навигацию ставили дебаркадер, но, с ростом пассажиропотока, возникла необходимость капитального строения, и 15 октября 1958 года был заложен фундамент будущего речного вокзала, а 31 декабря 1965 года он был введён в эксплуатацию.

Речной вокзал. Архивное фото 1967 г., с сайта https://russiainphoto.ru/photos/42299/, опубликованное в акте экспертизы

Здание, отстроенное в стиле функционализма 50-х, вмещало в себя 250 пассажиров, а в самом порту было обустроено два причала – пассажирский и грузовой. Он был одним из самых крупных в Нижнем Поволжье.

Вестибюль речного вокзала простирается на высоту 1-го и  2-го этажей. Его бетонные конструкции собираются на потолке в пучок. Они — рёбра жёсткости и элементы декора. В центре зала расположен огороженный невысокими металлическими перилами световой колодец, через который освещается цокольный этаж. Две лестничные клетки по бокам от главного входа позволяют спуститься на цокольный этаж, подняться на балкон 2-го этажа или взойти на 3-й. С балкона открывается вид на реку и причалы. На фасадах устроены панорамные окна в два света. А в 1963 году на здание появился авторский рельеф Геннадия Черноскутова и Николая Барохи «Волга».

Рельеф «Волга» на здании речного вокзала, выполненный Геннадием Черноскутовым и Николаем Барохой. Фото госэксперта Натальи Оболенской, размещенное в акте экспертизы

Ресторан, последний круиз и городское убежище

Первая половина 60-х была временем рассвета речного пассажирского флота. По Волге наряду с дореволюционными пароходами перемещались новые суда, отстроенные на верфях ГДР, Чехословакии и Венгрии. В расписании каждой этой линии есть заходы в Волжский. Одновременно с этим появляются и скоростные пригородные суда на так называемых «воздушных подушках»: «Ракета», «Метеор» и «Заря.

Ольга Кийко

— Я хорошо помню своё первое путешествие на речном трамвайчике, — поделилась с «Волжской правдой» заместитель директора ЦКиИ «Октябрь» Ольга Кийко. — Мы тогда с родителями поехали на Мамаев Курган. У меня были невероятные эмоции! Мне казалось, что мы плыли по морю. А в студенческие годы, во время учёбы в культпросвет училище, мне частенько доводилось возвращаться с Волгограда по воде. Это было так романтично…

 Удобное расположение порта на Волге даёт выход в Каспий, связь с Северным Кавказом, Азербайджаном, Ираном, Туркмению. Вокзал становится остановочным пунктом длинного и популярного пути Москва – Астрахань.

Архивное фото В.С. Тарасевича, 1967 г., с сайта https://dzen.ru/a/ZRbJQMCtXxPFU9eL, размещенное в акте экспертизы

Популярность речного порта среди населения поспособствовала и открытию в нем ресторана первой категории «Прибой», о чем «Волжская правда» оповестила своих читателей 24 марта 1966 года. Газетчики назвали заведение элитным, с оригинальной современной отделкой и отличным технологическим оборудованием.

Публикация в Волжской правде об открытии ресторана Прибой. Фото из акта экспертизы Натальи Оболенской

Помимо зала на 80 мест, летом в нём работали две открытые веранды по 100 мест. Это было самое романтичное место в городе с видом на закат и живой музыкой. Попасть в «Прибой» можно было с 11:00 до 23:30. На сегодняшний день в зале ресторана сохранилось несколько мозаик на стене, в зале ожидания – рисунок на стене в виде парусов и катера на волнах.

Рисунки, сохранившиеся на стенах ресторана «Прибой».Фото из заключения экспертизы Н. Оболенской.

Однако, после распада СССР Волжский речной порт стал нерентабельным, и уже в 91-м году из расписания популярной линии Москва – Астрахань исчезла стоянка в Волжском. В 1996-м, после навигации прекратилась работа скоростных пассажирских судов, и речной вокзал окончательно пришёл в упадок. Последним круизным лайнером, причалившим у него стал двухпалубный теплоход «Григорий Пирогов». Произошло это в 2015 году.

Сейчас территория порта и сам речной вокзал находятся в частной собственности АО «Волгоградский речной порт».

Главный зал речного вокзала. Фото из заключения экспертизы Н. Оболенской

Но, при этом, согласно выписке из Единого госреестра недвижимости от 13.11.2023 г. № КУВИ-001/2023-255871703, убежищем, расположенным в цокольном этаже, площадью 337,3 кв. метров, на праве собственности принадлежит городу. Именно поэтому, заказчиком экспертизы выступило УМИ мэрии Волжского.

Итогом 160-страничного акта экспертизы стал вывод о том, что выявленный объект культурного наследия «Речной вокзал» является архитектурной и градостроительной доминантой на территории порта, а его здание, несомненно, обладает исторической, архитектурной и градостроительной ценностями.

Световой колодец речного вокзала. Фото госэксперта Натальи Оболенской из акта экспертизы

То есть подлежит охране государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Владимир Ильченко

— Речной вокзал определенно имеет ценность для города, и я уверен, что после восстановления он станет еще одной точкой притяжения волжан, — комментирует нам Владимир Ильченко, организатор сообщества «BIKE VLZ». — Я думаю, что его облик стоит восстановить в первозданном виде. В архитектуре прошлых лет есть некий шарм. Внутренние помещения можно дополнить историческими интерактивными панелями. А раз уж к порту подходит новая велодорожка, значит нужна и велопарковка. А еще, я уверен, тут просто необходима смотровая площадка! Ведь с речного вокзала открывается такой прекрасный вид! И, самое главное, все эти новшества гармонично впишутся в новый зарождающийся парк «Ноосфера».

Здание речного вокзала за колючей проволокой

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru