На самом крупном в Европе предприятии и коллектив должен работать самый лучший и профессиональный – такую задачу поставило руководство страны. О том, как по всему СССР искали специалистов на Волжский абразивный завод, как собирали команду для первой плавки, наш сегодняшний рассказ.
Ставка на молодёжь
Строительство завода шло полным ходом, когда его первый директор Яков Исаакович Израйлович написал брошюру «Волжский завод абразивов». И была в ней такая фраза: «В соединении науки с производством на Волжском абразивном заводе просматриваются замечательные черты нашего прекрасного будущего, где все люди будут не только трудиться, но и творить. Волжский абразивный завод является прообразом предприятия нашего коммунистического завтра».
Людей, которые будут «не только трудиться, но и творить», искали по всей стране. Приглашали на будущее предприятие как опытных специалистов, так и молодёжь – недавних выпускников вузов и училищ.
Перелистаем пожелтевшие страницы приказов за 1960 год: «Нефёдова Леонида Ильича, прибывшего по направлению после окончания Новочеркасского политехнического института, зачислить инженером-электриком в отдел главного энергетика».
С Ташкентского карборундового завода прибыли Евдокия Городиская, назначенная начальником электротермического цеха, и Илья Городиский, получивший должность главного инженера. Начальник цеха шлифзерна Пётр Залунин приехал из Омска. Ехали из Запорожья, Сибири, с Урала…
Шли на завод выпускники Сталинградского механического института. Так, в 1960 году Мария Попова была принята на работу инженером-конструктором. Два года спустя она уже инженер-конструктор второй категории, ещё три года спустя – первой категории.
Первый директор предприятия Яков Исаакович Израйлович, приехавший с Московского абразивного завода, эрудированный, доброжелательный и очень интеллигентный человек, сделал ставку на молодёжь. Он создал на волжском заводе костяк из опытных специалистов, а уже они помогали вырастить свежие кадры «на местах». И пусть у ребят не было опыта, зато с лихвой хватало теоретических знаний и трудового энтузиазма.
Чувство локтя
Постепенно на заводе складывались свои традиции: ветераны опекали новичков, давали им возможность учиться. Вот о чём, например, пишет сменный мастер формовочно-термического цеха абразивного завода А. Палаткин: «Надо сказать, что у нас в смене доброжелательно встречают новичков, и это способствует сплочению коллектива, положительно влияет на производственную деятельность. Все рабочие в смене владеют двумя-тремя смежными профессиями и без труда заменяют своих товарищей по работе».
А Алексей Петрович Клюкин, Герой Социалистического труда, опытнейший организатор производства, руководивший заводом более 20 лет (1965–1987), решал очень непростую задачу по обучению, воспитанию и становлению рабочего и инженерного коллектива, способного решать самые сложные вопросы, быстро реагировать на нестандартные ситуации, порой даже предугадывать вызовы времени, чтобы предприятие было конкурентоспособным.
Забегая вперёд, расскажем о том, как начинал трудовой путь на предприятии будущий генеральный директор Всеволод Сергеевич Чернавин, выпускник Каменск-Уральского алюминиевого техникума. Он пришёл на завод в 1967 году в ремонтно-механический цех, через некоторое время стал плавильщиком, затем заместителем начальника ЭПЦ, а после и начальником. А несколько лет спустя те же ступени прошёл в формовочно-термическом цехе.
Зачем были нужны эти перемещения? Алексей Петрович Клюкин, как ранее и Яков Исаакович Израилович, старался дать дорогу перспективной молодёжи. Он видел в молодых специалистах потенциальных руководителей и предоставлял им возможность изучить всё производство.
Нужно отметить, что на заводе всегда царил дух соревнования, здоровая конкуренция: молодёжь наступала на пятки старшим товарищам, а те старались держаться в форме. При этом вовсе не зазорно было уступить место тем, кто инициативнее и энергичнее.
Но, кроме здоровой конкуренции, кроме курсов повышения квалификации, которые руководство предприятия постоянно организовывало для сотрудников, было и ещё одно качество, которое воспитывалось в коллективе – чувство локтя.
Вот так на заводе сформировался крепкий коллектив. На прочность его проверило время – в самые сложные времена он выстоял.
Из Узбекистана и Украины
Но вернёмся в год 1960-й. Первая очередь завода ещё строится. Вступает в строй заводская столовая, следом за ней – ремонтно-механический цех, где предполагалось делать необходимое оборудование и оснастку для основных цехов.
Шефство над абразивным взяли другие предприятия города. Так, ЦРМЗ собрал самоходные печи (часть из них до сих пор «в строю»). Участок Гидромонтажа Волгоградгидростроя изготовил и передал трансбордерные тележки.
А ремонтно-механический цех, где работала в основном молодёжь, на какое-то время стал сердцем завода: здесь собирали нестандартное оборудование не только для нужд абразивного, но и для других волжских предприятий.
Ветераны, например, рассказывают об уникальном полупортальном кране, проект которого разработали специалисты объединения «Гипростанок». А собирали чудо техники (которое, кстати, и сегодня на ходу) по чертежам молодые энтузиасты РМЦ.
А в это время формируется команда первой плавки. Яков Исаакович Израилович многих сотрудников знает по именам; встречая на территории, расспрашивает, как работается, нет ли замечаний и предложений по процессам производства. Присматривается к людям. Прикидывает, смогут ли они составить команду. Итогом становится приказ от 12 ноября 1960 года: «В связи с пуском первой очереди завода зачислить рабочими основного производства с последующей переквалификацией на других абразивных заводах». И – десятки фамилий. Ломщики пода – Майков, Любчик, Якунин, Костин; сортировщики карбида кремния – Филиппов, Чиганов, Парамонов; разборщики печей – Шевченко, Рудак, Маятин; дробильщики – Шелудько, Просвиров, Бальберг…
Все они немедленно выезжают на Запорожский завод абразивного инструмента, где в течение месяца проходят специальное обучение. А в декабре, получив второй разряд, ИТР и служащие, рабочие и специалисты ещё месяц учатся на карборундовом заводе в Ташкенте. Возвращаются в Волжский вполне подготовленными к первой плавке.
Первый карбид
Получают карбид кремния так: специальные платформы с кварцевым песком по железнодорожным путям загоняют в электроплавильный корпус, подключаются электроды, и начинается плавка при температуре свыше 2 000 градусов.
Первую плавку на Волжском абразивном решено было приурочить к очередной годовщине дня рождения Ленина – 22 апреля 1961 года.
В газете «Стройка коммунизма» был опубликован репортаж, посвящённый этому событию:
А в газете «Волжская правда» журналист В. Усов закончил свою публикацию об этом событии словами:
Читайте также:
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru
комментарии закрыты.