16 февраля в Выставочном зале города открылась первая пост-юбилейная выставка учреждения. В год своего 35-летия экспозиционная площадка удивила жителей города вьетнамскими эскизами выдающегося волжского художника-монументалиста, члена Комиссии по монументальному искусству СССР, члена Правления Союза художников РСФСР и СССР, депутата горсовета, обладателя дипломов и почетных грамот Комитета защиты мира СССР и Министерства культуры СССР, заслуженного художника РСФСР Геннадия Черноскутова.
«Толпы любопытных, разглядывают в упор и трогают руками»
Об удивительной находке в мастерской отца и идее выставки «Волжской правде» рассказал сын художника-монументалиста Олег Черноскутов.
— Около полутора лет назад мы в очередной раз разбирали архивы отца в его мастерской и обнаружили небольшой блокнот формата А5, — рассказывает Олег Геннадьевич. – Пролистали… Оказалось, что это фактически его дневник, который он вёл во время своей миссии во Вьетнаме. Отец посетил социалистическую республику в апреле 1978 года с делегацией Комитета защиты мира СССР…
В 1975 году американские войска только покинули Вьетнам, но на юге еще продолжалась гражданская война. Поездка настолько вдохновила Геннадия Васильевича, что, вернувшись, он буквально заперся в своей мастерской, отказался от монументальных работ и создал свою знаменитую вьетнамскую серию, которая облетела всю страну.
— В этом самом блокноте, — продолжает наш собеседник, — оказались все его записи и карандашные наброски из той знаковой поездки. Осознав это, нам в голову пришла идея выставки, в которой можно было бы показать кухню художника, начиная от первых записанных им впечатлений, и завершая готовым полотном. Сегодня на экспозиции представлены отдельные фрагменты блокнота. Они размещены рядом с работами, которые сделаны по этим эскизам…
Зал действительно выглядел по-иному. Уютные бархатисто-песочные работы в стиле темпера (казеиновый клей, речной песок, фанера и натуральные пигменты, скрепленные эмульсиями) рядом с увеличенными страницами дневника. Эмоции в строках и эмоции в красках… Волшебный саксофон в руках Эльнура Бадалова…
«…Остановились у городского рынка. Сегодня воскресенье. Боже, что там делается! Каких людей там только нет! Невозможно выйти их автобуса. Тут же толпы любопытных, нахальных, настороженных, разглядывающих без стеснения, в упор. Трогают руками…», — пишет Геннадий Васильевич на одной из страничек дневника.
И тут же знаменитые «Бананы» сайгонского торговца…
«Утром был завтрак, затем экскурсия в парк, вернее зоопарк, потому что там же находятся клетки зверей. Вообще, сайгонский парк производит очень приятное впечатление. Чистый. Ухоженный. Много зелени. И всё. Южный Вьетнам закончился…»
И великолепные «Пляжи Дананга» с песочной текстурой, до которых хочется дотронуться…
«На юге рис уже убрали. После него ананасы, папайя, манго. На севере – зеленые поля молодого риса. Очень интересное зрелище с высоты: всюду каналы, канавки с водой. Вода на рисовых полях, бархатистых, зелёных. Другой Вьетнам. Настоящий. Не американизированный. Народ – проще, приветливей…»
И «Вьетнамская крестьянка» в ярких жёлто-зелёных полях, в колоритной вьетнамской шляпе «Нон Ла» с алыми завязками и местным коромыслом. Снова атмосферная темпера и какой-то особый привкус…
Тут же графика: «Дети Вьетнама», «Рабочие слоны», «Вьетнамские красавицы», «Велосипедистки»… Всё очень локально, образно и понятно. Словно рисовал талантливый сайгонский рисовальщик…
— Не все картины совпадают с эскизами точь-в-точь, — комментирует Олег Черноскутов. — В набросках ведь первоначальные впечатления… А отец, когда вернулся из Вьетнама, то работал только над этим циклом, отгородившись от всего. В этот период он написал более 60 работ… Рисунки, графика, темпера. Потом были персональные выставки в Москве, Ленинграде, Риге, Минске, Волгограде и многих других городах страны. Многие из картин разошлись по частным коллекциям. Часть хранится в Выставочном зале, еще часть – в волгоградском музее им. Машкова. Активно покупали работы отца итальянцы, приехавшие сюда на строительство комбината. Лично я обожаю «Пляжи Дананга»… Эта работа не в мастерской и не в музее. Она висит у нас дома…
Тауэр, Памир и мозаичная «волжскость»
Стоит отметить, что после ремонта Выставочный зал позволил добавить в экспозицию и невьетнамские сюжеты мастера…
— Здесь сегодня и Лондон, и Мулен Руж, — улыбается Олег Геннадьевич. — И даже самая первая работа отца, написанная еще в 1960-м, когда он после окончания института ездил на Памир. А «Мост. Тауэр» вообще выставляется сегодня только второй раз. Её экспозиционный дебют состоялся около 40 лет назад на местной выставке, после чего она сразу ушла в частную коллекцию и больше уже не выставлялась.
Известный художник города Владимир Родионов вспомнил историю созданию зала:
— В жизни каждый из нас стремится к чему-то лучшему, совершенному. Геннадий Васильевич, делая зарисовки в дневниках, думал о будущем города, о молодёжи. И вот, сегодня его уже нет, но он все ещё с нами и делится своими впечатлениями, которые оставил после себя. Так же, как и этот зал. Когда-то ему показалось, что городу мало одной картинной галереи. И в Волжском решили открыть зал. Многие художники создавали это выставочное пространство бескорыстно. Приходили после работы, брались за шпатель. Теперь этот зал открыт для людей. И в нем всегда происходит что-то интересное…
О локальной идентичности, культурном коде города и его мозаичной символике с нами поделился и. о. директора МУ «Волжский музейно-выставочный комплекс» Руслан Герасимов.
— Мы очень рады и горды, что после своего юбилея первая экспозиция Выставочного зала посвящена памяти его создателя — Геннадия Васильевича Черноскутова. В минувшем году город озаботился спасением его мозаичных панно. Сегодня открыта его вьетнамская страничка. Об этом художнике еще столько предстоит сказать… Ведь именно его работы наделяют наш город той самой локальностью и аутентичностью. Это наша особенность, стиль, который, как мне кажется, может претендовать на его культурный бренд. И мы, городские музейщики, считаем, что мозаика Геннадия Васильевича имеет право стать тем самым дизайн-кодом и символикой. Лично мы уже взяли её за основу своих обновлений. Средств на мегаремонт у нас пока нет, поэтому первой ласточкой стала колоннада с торца выставочного зала, оформленная в этом ключе. Затем появились импровизированные мозаичные колонны на самом фасаде. Это делает наши площадки очень узнаваемыми. Хотелось бы распространить их и на другие объекты. Поэтому вот эту нашу идентичность, «волжскость», «черноскутовость» нужно непременно продвигать…
Напомним, что в 2023 году сотрудникам Выставочного зала удалось на заработанные средства модернизировать выставочное пространство. В том числе и по Пушкинской карте. Здесь обновлены стены, повешены новые светильники, расширено выставочное пространство. Убраны старые атрибуты, а светильники покрашены и размещены по стенам, чтобы техчасть не отвлекала на себя внимание.
— В этом году в рамках выигранного проекта по инициативному бюджетированию мы меняем входную группу и вывеску, — продолжил Руслан Герасимов. — Она будет в едином арбатском стиле. Далее, уже на собственные средства планируем обновить фойе и заняться техническими помещениями. Мы их немного трансформируем и сделаем публичными. И безусловно, изюминкой каждого новшества будет та самая «черноскутовость»…
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru