«Снова мы оторваны от дома»: театр «Хоббитон» показал обновлённую премьеру спектакля «Трудно быть богом»

709
реклама

Практически невыполнимая миссия для русских.
Впоследствии Аркадий и Борис Стругацкие (по их собственным словам) решили, что название может пригодиться и для другого произведения, и переименовали рассказ в «Бедные злые люди».
«Трудно быть богом» — тоже о прогрессорах. Но фантастика – лишь приём, позволяющий говорить с читателем о том, что «каждый выбирает по себе»…
И о том, что «времена не выбирают». Хотя нет – выбирают, как Антон (он же Румата Эсторский) и его друг Павел (он же дон Гуг).
Оба, по сути, нарушают приказ и вмешиваются в жизнь совершенно посторонних им людей. Рискуя собственной жизнью.
В повести братьев Стругацких лично мне не хватает – нет, вовсе не действия, хотя и впрямь философия у авторов превалирует над интригой. Не хватает «точек над ё» — или же однозначной концовки. В книге спасательный корабль с Земли успевает спасти и вернуть домой Румату-Антона (Андрей Гусев). Однако сердце читателя сжимается от тоски: а что же стало с Арканаром? Неужели там так и правит тьма, а прогрессоры всё так же безмолвно и безучастно ходят по улицам городов – только, вполне возможно, уже под другой личиной.
Финал спектакля трагичен. Провозгласив: «Самое дорогое, что у нас есть, должно быть. И этого у нас никто не отнимет», — Румата об руку с Кирой (Алёна Киреева) уходит умирать. Предварительно сняв обруч-маяк – то есть обрезав все пути к отступлению. Вот только зачем ему Кира на этом пути? Нежная и трепетная, она не из тех, кто будет биться плечом к плечу с любимым или станет перевязывать раны. Скорее, упадёт в обморок, «стреножив» героя, мешая ему отбивать атаку врага.
Но Румату почему-то совсем не жаль. Может, потому что неубедительными показались все душевные метания героя. Как он думает спасать арканарцев, если не слышит, о чём они говорят ему? И Арата, и Кабани, и даже Рэба для землянина (во всяком случает, так показалось) лишь фон для его миссии.
В повести характер Руматы интереснее, глубже.
Немного больше повезло отрицательным персонажам, самый яркий из которых – Герцог (Валерий Оверченко). Крошечная – но совершенно бенефисная роль.
Хорош дон Рэба (Станислав Модолинский). Хотя и здесь есть недосказанность: что стало с этим персонажем: перемололи ли его жернова истории, придушил ли неистовый барон Пампа или, возможно, красавица Окана приложила свои нежные ручки?
А вот образ дона Кондора (Василий Никитин), на мой взгляд, неудачен: вся его роль в Арканаре сводится к тому, что «разведчик с Земли дядя Саша» сидит в Берлоге, поёт песни про лучину, поджидая очередной отряд прогрессоров. На смену погибшим… Именно его появлениями «закольцован» спектакль – потому и остаётся «послевкусие» безнадёжности.
И хочется перечитать Стругацких, где надежда всё-таки есть…

Дон Рэба агитирует дона Кондора за серую гвардию.

тбб1

Окана и Кира

тбб2

 Пытка Будаха: дон Рэба придумал, как выманить у него яд для Герцога

 тбб3

Великолепный Герцог

тбб4

И не менее великолепный Рэба

тбб5

Теперь пытка Руматы

тбб6

Кто был охотник, кто добыча?

тбб7

тбб8

тбб9

тбб10

тбб11