Дирижер Галина Иванкова рассказала о жизни и творчестве

1995
реклама

Для волжан имя этого музыканта стало символом любви к народному творчеству и беззаветной преданности искусству.

В канун юбилейной даты «Волжская правда» встретилась с лауреатом Государственной премии Волгоградской области, главным дирижёром оркестра русских народных инструментов им. Н. Н. Калинина Галиной Иванковой. Разговор шел о жизни и творчестве.

Время премьер!

— Галина Геннадьевна, как будете отмечать юбилей в творческом плане?

Специально к своему дню рождения я заказывала российским композиторам написать для нашего оркестра новые произведения. Юбилейная программа, которую мы презентовали 4 марта в областной филармонии, так и называется «Время премьер!». 5 марта, в программе «Спасибо, жизнь», эти новинки прозвучат и в юбилейном концерте в Волжском.

Мы будем играть три мировые премьеры. Сюита Владимира Беляева «История любви» для звончатых гуслей, органа и оркестра русских народных инструментов. Такое трио вместе прозвучит впервые. Еще одно произведение- это «Русское каприччио» Евгения Желинского. В сопровождении нашего коллектива на балалайке его исполнит сам автор — лауреат всероссийских и международных конкурсов. И третье в этом ряду — концертино в классическом стиле «Франческа» Вячеслава Семенова в сопровождении оркестра исполнит известный аккордеонист из Ростова-на-Дону Александр Поцелуев.

Оркестру русских народных инструментов им. Н.Н. Калинина уже 28 лет

Также наших зрителей ждет «парад дирижеров». Свое мастерство продемонстрируют Дмитрий Дмитриенко. Он руководит ансамблем имени Людмилы Зыкиной и будет аккомпанировать Юлии Жданьковой, которая начинала свою певческую карьеру в нашем оркестре. Эстафету подхватят Игорь Тонин из Санкт-Петербурга, Евгений Алешников из Белгорода, Анатолий Винокур из Краснодара.

О Светланове и многоликости

— Сколько всего концертов провел Волжский оркестр русских народных инструментов за время творческой деятельности?

— Сложно сказать, за 28 лет существования коллектива… Только в прошлом году у нашего оркестра было 107 выступлений, около 70 новых концертных проектов – в нашем регионе. Также нам посчастливилось принять участие во Всероссийском фестивале народных оркестров России, который проходил в Кремле. Практически каждый концерт — оригинальная программа, новые произведения, необычные концепции.

Мне нравится, что в зале становится больше зрителей. Когда видишь новые лица и потом слышишь, когда говорят, что мы открыли для себя народный оркестр, это здорово. Хотелось бы, чтобы больше людей открывали для себя хорошую музыку.

— Волнуетесь перед выступлениями?

— Каждый раз. Но когда ты выходишь на сцену, то окунаешься в мир музыки, начинаешь работать. И все проходит. У нас огромное количество программ. Я сама пишу сценарии. Не всеми программами бываю довольна, но это нормально. Но я всегда уверена, что концерт получится. Он не может не получиться, потому что проводится огромная подготовительная работа — подбирается репертуар, делаются инструментовки, проводятся репетиции. Мне кажется, что мы все время попадаем. Сейчас март – я уже знаю, что буду делать в декабре и даже в мае 2024 года.

Галина Иванкова любит творческие эксперименты

— Есть ли у вас любимая программа?

— Сложно сказать. Это как в семье: невозможно выделить любимого ребенка. Я люблю разную музыку. Мы сейчас много играем современных композиторов — это здорово. Мой кумир — Евгений Светланов. Он мне близок по выстраиванию концепции произведений, проникновению в музыкальный материал.

Каждая программа любима по-своему. Я всегда говорю, что наш оркестр — многоликий, он расширил представления о возможностях народных инструментов. Мы играем и народную музыку, и классику, и рок, и джаз. Например, в начале февраля у нас было два концерта-эксперимента. Уникальные исполнители Екатерина Мочалова (домра) и Андрей Иванов (контрабас) представили на суд зрителей, в сопровождении оркестра джазовую программу. Второй — вечер вальса, который объединил в себе музыку трёх столетий — танцевальную и вокальную. Такой необычный ракурс затронул публику, понравился.

Немецкий аккордеон как символ будущего

— Галина Геннадьевна, почему на заре карьеры вы решили связать свою с жизнь с народными инструментами, ведь это было не модно?

— Выбрали еще мои родители. Папы, к сожалению, не стало в 2007 году, а маме в прошлом декабре исполнилось 87 лет. Она — ребенок военного Сталинграда и всегда очень любила музыку, а после войны слушала, как и все «трофейный» аккордеон. Поэтому меня отдали в музыкальную школу именно по этой специальности.

Мне было лет 11. Родители купили в комиссионке немецкий аккордеон «Вельтмастер» и велосипед. Я помню, они стоят в моей комнате, а я думаю: какая я счастливая. Я всю жизнь готова на этом инструменте играть. Так и получилось.

— Вы сказали: 55 — круглая отличница. А как вы учились?

 — Я человек ответственный, музыкальное училище окончила с красным дипломом. Там была удивительная атмосфера, мне нравилась учеба. Впервые я задумалась об оценках, когда мне понадобилась рекомендация для поступления в вуз. Мой педагог по специальности и дирижированию задал вопрос: а как у тебя с успеваемостью? Оказалось, что по всем предметам пятерки.

Звучит волынка

Потом были Воронежская академия искусств и дирижерская аспирантура. Дирижером Волжского русского народного оркестра я стала в 27 лет. Он появился на базе ансамбля «Людмила», который создала и долгое время руководила Людмила Яковлевна Иванова.

— Помните свой дирижерский дебют?

Николай Николаевич Калинин, которому предложили возглавить новый коллектив, приехал к нам на смотрины. Все, что показывали, было связано со мной. Я выступала в ансамбле в качестве солистки и уже тогда начинала свои дирижерские опыты.. И вместе с предложением создать оркестр, Н. Н. Калинин обратился ко мне: дирижер, ты готова? Это было 21 июня 1995 года.

В прошлом году оркестр под руководством Галины Иванковой дал 107 концертов

Конечно, были сложности, как и в любом коллективе. Но самое главное — мы всегда уважали друг друга, в приоритете было умение работать, инициатива. Я считаю, что сейчас у нас сформировался настоящий коллектив профессионалов.