Ударник музыкального труда: как бывший волжский рокер ушел в «народники», а потом удивлял своим искусством Италию и Китай  

116
реклама

Имя Андрея Епифанова знакомо разным поколениям любителей музыки в Волжском. Кто-то знает его, как артиста волжского оркестра русских народных инструментов, другим он известен в качестве барабанщика рок-группы «Casus Belli», других фольклорных и эстрадных коллективов. В этом году мастеру исполнилось 60, он полон творческих сил, готов к новым свершениям, о чём и рассказал корреспонденту «Волжской правды».

Повелитель ритма — Андрей Епифанов

«Всю жизнь будешь ходить на жмура!»

С Андреем я познакомился в начале 90-х прошлого столетия на одном из фестивалей, которые тогда часто проходили в Волгограде. Его группа «Casus Belli» исполняла арт-рок и состояла из отличных музыкантов, которые время от времени менялись. Неизменным оставалось только ядро коллектива, куда как раз и входил «ударник» Епифанов.

Тогда в стране была популярной либо попса, либо панк и металл, а «Казус» исполнял умную, интеллигентную музыку, чем разительно отличался от других. Группа давно распалась, но многие до сих пор её помнят. Как же всё начиналось?

– С третьего класса отец отдал меня в музыкальную школу по классу баяна, хотя я больше хотел играть в футбол, но на прослушивание всё же пришёл и меня приняли, а в 6 классе в школе увидел объявление о наборе в ВИА, – рассказывает Андрей. – Мне было 14 и меня взяли в ансамбль барабанщиком. Чувство ритма и слух у меня были, руководитель подсказал кое-какие нюансы, и я застучал. Потом начались пластинки и записи, которые я слушал и «снимал». Параллельно учился в музыкальной школе. Днём — баян и сольфеджио, а вечером репетиции, о которых я мечтал с утра. Играли на танцах советскую эстраду тех лет — ВИА «Пламя», «Весёлые ребята»…

Начало карьеры — барабанщик в школьном ВИА

Затем Андрей Епифанов поступил в Серебряковское училище искусств и тоже на баян, чему поспособствовал его отец. Папа был шофёром-испытателем в секретном цеху на «Баррикадах», который «объезжал» знаменитые «Ураганы», возившие ракеты. Он не хотел, чтобы его сын занимался чем-то подобным, мечтал, чтобы Андрей и его старший брат работали в другой сфере. Так и случилось.

– В 16 лет я постепенно стал понимать, что музыка — это действительно моя профессия, отец мне тогда первый магнитофон «Нота» подарил, и на меня обрушился поток разной музыки, который я начал изучать. На этом бобиннике были разные скорости воспроизведения и всегда можно было замедлить тот же «Дип Пёпл», чтобы понять, как играет их барабанщик. Так я изучал приёмы мастеров. В училище мне очень хотелось перевестись на курс ударных, но не вышло, не отпустили меня из «народников», помню педагог сказал тогда: «Зачем тебе это? Всю жизнь будешь «ходить на жмура» (играть на похоронах). Так что, стал я дипломированным баянистом и пошёл в армию.

Волгоградскую группу Casus Belli до сих пор помнят ценители интеллектуального рока

«Самое знаковое выступление было с «Зоопарком»

Вернувшись на гражданку, Епифанов решил устроиться рабочим сцены в самую большую концертную площадку региона — Дворец Спорта, чтобы, по его словам, «быть поближе к музыке и «звёздам». Это сработало, ведь там с ним происходили случаи, которые дали дальнейший толчок в его творческом развитии.

– В конце 80-х к нам приехал коллектив из Баку, игравший фьюжн. Помню, что саундчек у них был намечен перед концертом, а их барабанщик пришёл «поразмяться» в полдень, у меня был обед, я вдруг слышу, что кто-то потрясающе играет на ударных, я бегу в зал и смотрю на него.

Он меня заметил и подозвал. Я объяснил ему, что самоучка и хотел бы побольше узнать о барабанах. Получив разрешение прийти к нему в гостиницу, я прихватил винишка и отправился к нему в номер. Этот парень показал мне кое-какие приёмы, парадидлы от которых мой уровень, как ударника значительно вырос. Он произнёс тогда фразу, которую я помню до сих пор: «Старайся играть всё! Не зацикливайся на одном стиле!» С тех пор, я невзирая на жанры, играю и изучаю всё, что попадается под руки — от польки и джаза до хард-рока и хеви-метал.

Сейчас Андрей сам может преподать мастер-класс

В конце 80-х и начале 90-х в СССР буйным цветом расцвела рок-культура и техничный, грамотный ударник тогда был на вес золота. Андрея пригласили в волгоградскую группу «Вход воспрещён», со временем преобразовавшуюся в «Казус Белли», в которой играли известные музыканты: Тимур Назиров, Денис Плебейский, Валерий Патрик, Николай Трофимов, Игорь Орлов.

На сцене «Казус Белли»

– В то время я «фанател» по «Автографу», снимал их музыку буквально до каждой ноты, эта группа на меня сильно повлияла. Гитарист Денис был моим единомышленником и вот эти музыкальные идеи мы внедряли в наше творчество. Всё это было очень близко к арт- и прог -року.

Играли тогда в основном по фестивалям, денег не платили, но нам было важно показывать свою музыку людям, а не сочинять в стол. На жизнь зарабатывали каждый на своей работе.

Нередко на концертах того времени случались драки, но удивительно, всегда без участия милиции – почти бескровно. Времена были непростые, но весёлые, а самый знаковый концерт мы в тогда сыграли со звездой ленинградского рок-клуба — группой «Зоопарк». Отличное было выступление!

Андрею по плечу любая музыка — от рока до фолка

Целый год концертов на военном эсминце

В 90-х Андрея Епифанова, работавшего преподавателем в музыкальной школе, пригласили работать директором народного ансамбля «Людмила» и тут на День города в Волжский приехал оркестр им. Осипова под руководством Николая Калинина. У Николая Николаевича возникла идея создать на базе «Людмилы» большой народный оркестр.

Тогдашний мэр Григорий Кононов дал добро, а руководителем нового коллектива стал сам Калинин. Вместе с главным дирижёром Галиной Иванковой он занимался формированием репертуара, а Епифанов выполнял всю организационную работу и играл на ударных вплоть до 2000 года. Потом он на время уходил из коллектива, затем вернулся снова, но уже в роли только музыканта.

– Работа в оркестре очень сложная и чрезвычайно интересная! Там есть, что поиграть! К примеру, моя партия состоит из 6 инструментов — литавры, малый барабан, колокольчики, ксилофон, виброфон, перкуссия. Чтобы это всё объединить, делается сводная партия и надо точно понимать, в каком месте это должно зазвучать.

Барабаны — страсть на всю жизнь

И хоть я всегда любил рок-музыку, памятуя наставление бакинского ударника, погрузился в стихию оркестра и сейчас испытываю от этого настоящий кайф. Мы с концертами объехали Россию и побывали за границей. В 2015 году у нас был тур по Италии. Известный продюсер Пьер Джорджио устроил нам серию концертов в залах с изумительной акустикой. Из этого вояжа мне запомнилось, что итальянцы приходят на зал не только послушать музыку, но и пообщаться. Бывало, что выступление опаздывало на час, поскольку публика продолжала в фойе разговаривать, но принимали они нас очень хорошо, хоть они и очень избалованны музыкой. Мы играли им Верди на балалайках и баянах, чем вызвали у них натуральный шок!

Грамотный барабанщик на вес золота! Андрей поиграл во многих коллективах, на этом фото он в составе группы «Bluesway»

С 2000 года Андрей Борисович в оркестре не работал, но продолжал заниматься музыкой в детской областной филармонии. С коллективом «Улыбка» ему удалось даже поработать в китайском городе Шэньжень. Там на рейде стоял, выкупленный китайцами советский эсминец «Минск», превращённый в парк развлечений, где выступали волгоградские артисты.

– Мы там играли музыку от «Калинки» до шлягеров. Работали почти год, принимали нас хорошо, китайцы вообще нас очень любят, во всяком случае, на юге Поднебесной. Когда мы шли по магазинам, нас поначалу принимали за американцев, но, когда они узнавали, что мы из России, улыбались. «Улосы, пливет», – говорили они, потому что у них нет звука «р».

Потом Епифанов вернулся в родной оркестр, которым руководит Галина Иванкова.

Уникальная программа волжского оркестра русских народных инструментов им. Калинина — на первом плане барабанщики!

— Она делает своё дело на 200%. – говорит Андрей Борисович. – Барабанщик всегда находится позади всего оркестра, и мы с коллегами решили это исправить. В 2017 году Галина Иванкова одобрила нашу идею — сделать сольный концерт ударных инструментов в сопровождении оркестра! Так мы оказались впереди, и этот эксперимент удался на все 100! Через каждые два года теперь этот опыт повторяем.

Его профессия — музыка!

Мне 60, но я постоянно развиваю свои музыкальные способности и расширяю кругозор. В игре на барабанах очень важна физическая подготовка, поэтому тем, кто хочет творческого долголетия, советую заниматься физкультурой. Не останавливайтесь в своём развитии, изучайте новое и любите жизнь!

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ АНДРЕЕМ ЕПИФАНОВЫМ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь