В Волгоградской области разработан самолёт, который может заправляться на обычной автозаправке и преодолевать расстояние в 1 200 км

1359
реклама

В конце августа в Московской области пройдёт традиционный Международный авиационно-космический салон «МАКС-2019». Но для нашего города он станет особенным, потому что на выставке будет представлен инновационный самолёт PJ–II«Dreamer», над созданием которого трудились, в том числе, и волжане. В настоящий момент на аэродроме «Гумрак» завершаются покрасочные работы летательного аппарата. Как воплощался проект, для каких целей он предназначен и на что надеются его разработчики? Ответить на эти вопросы наш корреспондент попросил бывшего военного лётчика, советника двух компаний, занимающихся производством и продвижением самолёта на российском авиарынке, Олега Малозёмова.

«Могучая восьмёрка»
Мысль реализовать амбициозный проект пришла в голову небольшому коллективу любителей авиации в начале нулевых годов. Они смогли собрать команду из восьми единомышленников – авиаконструкторов, лётчиков, механиков, инженеров и других специалистов, которые вместе с ними стали трудиться над созданием проекта в свободное от работы время.
Олег Малозёмов говоит, что у них «не кружок по авиамоделированию», а объединение настоящих профессионалов. Они знают, что и как нужно делать. Кроме того, сотрудничают с авиационными институтами, которые снабжают их необходимой информацией. В лётных традициях, по-дружески оказывает содействие также руководство ВКС и ВВС.
Работа над летательным аппаратом началась в 2004-м на территории бывшего завода «ЖБИ-1», там была создана небольшая его модель, а через четыре года, когда появилось более просторное помещение, энтузиасты сконструировали полноразмерный макет самолёта. В 2015-м состоялся первый подъём прототипа в воздух, а спустя несколько месяцев PJ– II«Dreamer», что в переводе с английского означает «Мечтатель», представили на выставке «SUN n FUN» в США, где им серьёзно заинтересовались. Порядка сотни американцев изъявили желание купить такую технику, когда начнётся её серийный выпуск, и 30 из них готовы были тут же подписать контракт. Но тогда требовалась доработка самолёта…

Сегодня он уже летает, теоретические расчёты подтверждены, сертификат лётной годности получен.
Теперь «могучая восьмёрка» надеется через три недели произвести фурор на авиасалоне в Жуковском. Предполагается, что уникальную разработку волгоградцев увидят первые лица страны и министерства обороны.
Проще, надёжнее, дешевле
PJ–II«Dreamer» – это двухместный учебно-тренировочный самолёт, внешне похожий на современный истребитель и напоминающий МИГ-29, но только в уменьшенном виде. Благодаря конструкторской мысли наших земляков он обладает особенностями пилотирования реактивного самолёта и способен выполнять в воздухе несложные фигуры пилотажа, потому что имеет вентиляторную силовую установку типа DUCKTED FAN и автомобильный двигатель мощностью 380 лошадиных сил.
Советник Малозёмов уверен, что для учебно-тренировочных полётов лучше аппарата не найти: «Это самый оптимальный вариант на сегодняшний день. Мы оцениваем стоимость нашего самолёта примерно в 300 тысяч долларов, примерно – это потому, что комплектующие покупаем с привязкой к курсу доллара. А ближайшие конкуренты стоят 450–550 тысяч долларов».

Волгоградская модель весит около тысячи килограммов и работает на бензине с октановым числом 95 и 98, а это значит, что топливо для неё можно купить на любой автомобильной заправке. Топливные баки рассчитаны на 280 литров.
Волгоградский PJ–II «Dreamer», по сравнению с аналогами, которые сегодня предлагаются авиастроителями, потребляет в 10 раз меньше топлива и в 10 раз дешевле в обслуживании.
С миру по детали
Составляющие волгоградского «Мечтателя» выпускают авиационные предприятия разных городов и стран. Наши земляки, проведя анализ соотношения цены и качества, купили редуктор в Минске, авионику и двигатель заказали в США, каркас для двигателя приобрели в Таганроге, а детали по фюзеляжу им поставила Пенза… Сам корпус летательного аппарата делался в Волгограде и Волжском. Для этого использовались композитные материалы, которые являются легче и прочнее алюминия в два раза. Собиралось всё воедино тоже в нашем регионе.

Естественно, траты были немалые. Иногда из-за отсутствия средств приходилось останавливать производство на несколько месяцев. Все восемь создателей на протяжении последнего 15-летия зарабатывали и вкладывали деньги в своё детище, брали кредиты, отказывали себе во многом, позволяя только самое необходимое. Они просили финансы у друзей и знакомых, которых, к счастью, оказалось немало, причём в разных городах нашей страны. Поверившие в успех волгоградской команды, эти люди соглашались ждать возвращения долгов до того времени, когда «могучая восьмёрка» получит контракт и сможет рассчитаться.
Что даст участие в «МАКС-2019»
На «МАКСе» детище наших земляков могут внести в реестр перспективных разработок и даже выделить средства, которые сегодня нужны для того, чтобы PJ–II«Dreamer» «довести до ума и надёжной эксплуатации». Если на выставке лётчики, экономисты и представители системы ДОСААФ положительно выскажутся о самолёте, выразят своё одобрение, то у волгоградцев есть все шансы получить госконтракт. К слову, ведущие лётчики-испытатели из Жуковского, которые поднимали в воздух суперджет-100, уже испытывали волгоградского «Мечтателя» и остались довольны.


Если в Подмосковье всё пойдёт так, как мечтают наши земляки, то первый выпуск «Драймеров» может состояться в самом начале 20-х годов. Олег Малозёмов говорит, что около двух лет уйдёт на то, чтобы построить терминал в Волгограде, закупить необходимое оборудование, обучить персонал и наладить производство. А ещё через год-полтора с конвейера может сойти первая двадцатка PJ–II«Dreamer». Ежегодно планируется выпускать по 20–25 самолётонаборов. Кстати, нашим землякам уже поступали предложения наладить выпуск таких самолётов в США и Китае, но они очень надеются, что их детище пригодится родной стране.
Между тем, в разработке у волгоградцев находятся ещё два самолёта, о которых они пока не говорят. Известно только, что один из них станет более мощным в лётном моменте, чем PJ– II«Dreamer», и сможет выполнять фигуры высшего пилотажа.