Почему Ветеран труда из Волжского Тамара Морозова хранит партбилет

565
реклама

Первые лица страны вручали ей грамоты в Кремлевском дворце съездов, из здания горкома КПСС выводили под дулами автоматов, и много чего еще было в жизни Тамары Морозовой, которая столько сделала для города Волжского, что дай Бог любому из нас…

Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее – сказал кто-то из великих. Неужто правда? Но тогда возникает опасность остаться без драгоценного опыта отцов, растерять традиции, а это дорога в никуда.

Иногда встретишься с пожилым, казалось бы, ничем не примечательным человеком, но когда заглянешь внутрь его души, перелистаешь страницы биографии, то просто диву даешься: какие уникальные люди живут рядом с нами! И надо успеть… Надо успеть расспросить, узнать обо всем, оценить по достоинству и сохранить в памяти, чтобы знать, на кого равняться и по какому пути идти.

Про лампочку Ильича и МГИМО

Электрическую лампочку Тамара увидела лет в пятнадцать, когда семья переехала в Среднюю Ахтубу. Это говорит о той бедности, в которой жила ее семья, о голодном детстве в одном из сел Палласовского района, а потом в Эльтоне. Безрадостного было много: похоронка с фронта на отца, погибшего где-то под Харьковом, тяжелый труд мамы – она работала в те годы дояркой – поднимающей на ноги двоих детей.

Сейчас нередко приходится слышать от современных лентяев: мол, чего вы от меня хотите, если я вырос в бедной семье? В платные секции не ходил, репетиторов мне не нанимали. Куда ж еще податься, если не в грузчики?

Дешевое оправдание.

Маленькая Тамара никогда не ела в детстве досыта, не ходила в детский садик, не ездила в пионерские лагеря. Работала, сколько могла, помогая маме. И училась без всяких репетиторов. Но ничто не помешало ей окончить школу с серебряной медалью.

Тамаре прочили поступление в ГМИМО. Это было вполне реально с ее способностями. Была и льгота, как у всех детей, чьи отцы погибли на войне. Но она отказалась. Не хотела быть серой мышью среди студентов престижного учебного заведения. Понимала, что в этом вузе учатся в большинстве своем дети обеспеченных родителей.

И поступила наша Тамара в Волгоградский инженерно-строительный институт, о чем ни разу в дальнейшем не пожалела. Была одной из лучших студенток, после окончания распределилась в Белгородскую область и практически сразу ее, почти еще девчонку, стали назначать на очень ответственные должности в коммунальном хозяйстве области.

В качестве газотехнического инспектора курировала пивзавод, спиртовый и сахарные заводы, кондитерскую фабрику, воинские части. В ее обязанности входили предотвращение аварий за счет тщательного контроля, обучение персонала, бесконечные проверки, в том числе и газопровода Шевелинка – самый ответственный из всех объектов. В то время он был одной из крупнейших газовых магистралей страны, и работали на его обслуживании только проверенные люди, профессионалы своего дела, среди которых была и Тамара Морозова.  

А дома лучше!

Почти 60 лет тому назад возвратилась Тамара Исаевна в Волжский – теперь уже навсегда.

Трудовая биография этой женщины заставляет усомниться в расхожем мнении, что без посторонней помощи карьеру сделать невозможно. Ну, вот подумайте, какой-такой мог быть блат у девушки из простой работящей семьи? Если что у нее и было, так это огромная ответственность за свою работу, желание постоянно учиться, пытливый ум. И это не прошло мимо внимания людей, в том числе и руководства завода асбестовых технических изделий, который занял в ее трудовой жизни центральное место.

Вредное и особо вредное производство – вот что такое был в те времена завод АТИ.  Заместитель главного инженера по охране труда, техники и пожарной безопасности Тамара Исаевна Морозова очень хорошо понимала, как вредное производство влияет на здоровье людей. И ставила этот вопрос во главу угла, поэтому результаты сказаться не замедлили. На предприятии в те годы значительно снизился травматизм, с помощью профсоюзов удалось добиться, чтобы, к примеру, чистильщики аппаратов уходили на пенсию в 50 лет. И став впоследствии секретарем заводского парткома КПСС, Тамара Исаевна всегда помнила об охране здоровья людей на вредном производстве.

Легко ли быть первой?

Что за вопрос… Не легко и не всегда нравится. Но партия сказала: «Надо!» — Тамара Исаевна ответила: «Есть!»

Это в ее характере. Тамара Морозова мало говорила. Но много делала на посту секретаря парткома КПСС завода АТИ. Гораздо больше, чем некоторые из тех, кто готов сегодня отказаться от нашего прошлого, забыв, что вместе с водой можно выплеснуть и ребенка. 

Помните слова из Интернационала: «…разрушим до основанья, а затем…». Это что, национальная черта: начинать с чистого листа, оставляя за бортом все, что было прежде? По крайней мере, на первом этапе перемен?  И если уж капитализм в стране, то улицы переименовать, памятники (Дзержинский!) демонтировать, от планового хозяйства отказаться и так далее по списку. Про Коммунистическую партию и говорить нечего.

Так было в нашей истории, и не раз.

А люди? Как же люди? Которые верили в коммунизм, ходили на демонстрации с социалистическими лозунгами и носили в кармане партийный билет? Их тоже «по списку», даже если они поднимали город? В том числе и Тамару Морозову?

В партийной организации завода АТИ было около 350 коммунистов. Вместе с секретарем парткома они держали на своих плечах огромную махину дел. Тамара Морозова на своем посту отвечала за все: выполнение плана, улучшение качества продукции, социалистическое соревнование «Лучший по профессии», к которому, кстати, на современных промышленных предприятиях стали возвращаться, как и к наставничеству.

Подшефной территорией завода АТИ был восьмой микрорайон. Каждый день здесь дежурил оперативный отряд из 25 дружинников – лучший в городе. Случалось и рецидивистов задерживать. Совет общественности вместе с представителями парткома воспитывали неблагополучных детей и их родителей. Разборок и наказаний боялись.

А созданный в микрорайоне клуб «Чудо-мяч», пользующийся огромной популярностью? А лекции общества «Знание»? Тамара Исаевна специально опрашивала людей, о чем хотели бы они услышать? Поэтому темы были актуальными, и «на лектора» в красный уголок собирались десятки, а то и сотни человек.

Индивидуальная работа с жителями, организация досуга, тесная связь со школой, идеологическая работа…

А в ответ – не только многочисленные Почетные грамоты, но и благодарность людей. Последнее Тамара Исаевна ценила особенно высоко.

Не может вышибить из седла

Конец августа 1991 года. Страна начала сыпаться. Еще немного, и Ельцин подпишет указ о прекращении деятельности КПСС и Компартии РСФСР на территории России. На местах процесс уже пошел. Тамара Исаевна Морозова занимала в то время должность председателя контрольной комиссии горкома КПСС. Приходилось заниматься серьезными делами, к примеру, хищениями известных в городе лиц. Было ли давление со стороны? Да, было. Но что могло заставить Тамару Исаевну изменить своим принципам? Пожалуй, никто и ничто.

… 1991 год резал ее, да и многих других, по-живому. И вот настала кульминация: в кабинет председателя контрольной комиссии Тамары Морозовой без предупреждения вошли «ответственные лица», а следом за ними – автоматчики. Всех сотрудников попросили взять только свои личные вещи и покинуть здание горкома, внимательно наблюдая, как они спускаются по лестнице. Для Тамары Исаевны это был самый тяжелый день. Казалось, жизнь рушится, и было непонятно, что делать дальше. Наступили годы отрицания всего, что было связано с прошлым.

Тогда она еще не знала, что это не навсегда Придут иные времена. А вместе с ними  понимание, что отказаться от прошлого – значит лишить себя будущего. Что в СССР вместе с его Коммунистической партией всё же было больше хорошего, чем плохого. За победу в Великой Отечественной войне надо благодарить это советское прошлое. А ещё люди тогда знали: у них всегда будет работа, и никто не посмеет «кинуть» с зарплатой, а какое было великолепное образование, ЕГЭ рядом не стояло, квартиры бесплатно, медицина. Как там у Абалкина, известного экономиста и профессора? «Надменно отрицать сделанное предшественниками, глумиться над их идеалами столь же несправедливо, сколь и безнравственно».  

Обо всем этом теперь часто думает Тамара Исаевна. А тогда? Что было дальше в ее судьбе?

Через какое-то время раздался звонок, и директор завода АТИ Семен Михайлович Котляр лично пригласил Тамару Исаевну на предприятие, где для нее все было знакомым и родным. В конечном итоге, начав, по сути, с нуля и пройдя через несколько рядовых должностей, Тамара Морозова стала заместителем генерального директора. И снова занялась социальными вопросами. До сих пор радуется, что удалось создать профилакторий прямо на заводской территории с физиотерапевтическими кабинетами, стоматологией, дневным стационаром, лазером, массажным кабинетом…

Послесловие

Тамара Исаевна Морозова по-прежнему живет в скромной двухкомнатной квартире, которую получила от завода АТИ в далекой молодости. Сколько ни упрашивали – на хоромы ее не променяла.

У Тамары Исаевны нет машины, нет дачи и предметов роскоши. Они ей ни к чему.  Зато бережно хранится альбом с фотографиями родных, товарищей по работе и самых значимых моментов жизни. А еще партийный билет. Не в правилах Тамары Морозовой изменять своим принципам.