Волшебный фонарь для Безродного: как первостроители Волжского плакали под фильм «Чапаев» и ликовали на живом выступлении Орловой

308
реклама

13 февраля весь мир отметил День рождения кинокамеры. В этот день в 1895 году братья Огюст и Луи Люмьер запатентовали первый аппарат для съемки «живых фотографий». А в декабре того же года там же, в Париже, состоялся уникальный платный аттракцион — показ фильма «Прибытие поезда». С помощью волжских историков мы решили вспомнить, как этот вид искусства впервые пришел в наши края.

Иллюзион и «передвижки»

В России первый сеанс прошел майским днём 1896 года в саду «Аквариум» в Санкт-Петербурге (теперь на этом месте располагается киностудия «Ленфильм»). Публике продемонстрировали ту же самую короткометражку братьев Люмьер.

Десятиминутный ролик, в котором помимо прибытия поезда на вокзал были показаны выход рабочих с фабрики, и забавная сцена с поливальщиком, произвела на публику неизгладимое впечатление, о чем сообщил «Петербургский листок». Уже через пару дней после триумфального показа на Невском проспекте открылся первый российский кинотеатр «Биограф». В течение недели киносеансы прошли в Москве, а затем и на Нижегородской ярмарке.

Модный иллюзион функционировал в свое время и в Ленинске, в уездные владения которого входило село Верхняя Ахтуба (Безродное), на месте которого сейчас находится Волжский. Но к 1922 году, когда Ленин произнес свою знаменитую фразу: «из всех искусств важнейшим для нас является кино», кинотеатра уже не было – за исключением помещения и испорченного аппарата.

— Чтобы улучшить ситуацию с продвижением кинематографа в деревню, губернский исполком счёл необходимым на каждый уезд приобрести кинопередвижки, — листает старые документы старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея Екатерина Лоскутова. — И действительно, в 1920-е гг. в Ленинском уезде появилась своя кинопередвижка, правда, в единственном числе.

Волшебный фонарь, которым называли проектор, и портативная киноустановка, вызывали у населения. Как только становилось известно, что будут «крутить фильму», народ бросал свои дела и шёл в клуб или нардом смотреть кинохронику, «Броненосец Потёмкин», «Мать» и другие шедевры кино.  Кстати, не только советского – наши сельчане могли видеть и Чарли Чаплина.

Кинотеатр «Энергетик» любили посещать молодые строители

Поскольку фильмы тогда были немыми, то для лучшего восприятия сеанс сопровождался игрой тапёра на фортепиано. Обычно аккомпаниаторы приезжали вместе с мобильным кинотеатром. Но иногда эту роль выполняли местные «виртуозы». Уездный политпросвет постарался обеспечить народные дома пианино или роялями.  

Суперзвезда в свете фар

Бывший житель Верхней Ахтубы Иван Манаев, 1934 года рождения, однажды поделился своими воспоминаниями о таких сеансах. Когда появлялась кинопередвижка, то быстро вешали простыню, к которой собиралось все село. Маленькому Ивану врезался в память немой вариант фильма «Чапаев». Было удивительно, что всю картину сопровождала музыка, которую играла на пианино симпатичная молодая девушка, приехавшая вместе с кинопередвижкой.

В разгар сева и уборки мобильные кинотеатры выезжали только на поля – в тракторные отряды и рабочие бригады. В страду крестьяне Верхней Ахтубы с удовольствием смотрели немые фильмы. Первая звуковая картина под названием «Путёвка в жизнь» увидела свет в 1931 году. Очень популярной в те времена стала частушка, которую исполняли в кино Рина Зелёная и Михаил Жаров:

«На столе стоит чернило,
А в черниле два пера-с.
Прощай, папа, прощай, мама.
Я поеду на Кавказ».

Никто из местных жителей не мог даже представить, что через двадцать лет в заволжской степи перед зрителями будет выступать сама… Любовь Орлова! Вот как об этом вспоминала Раиса Николаевна Вельможина, приехавшая на комсомольскую стройку в 1950-м году:

«…Пока не был готов клуб, в «деревянном» городке была оборудована огороженная деревянная площадка со скамейками, там показывали фильмы. Вот там и выступала знаменитая артистка. Света не было, поэтому освещали её машины фарами. Она была в длинном красивом платье, в конце выступления её поставили на бочку, и она станцевала и спела песню из кинофильма «Цирк».

Ещё в Сталинград для встречи со строителями ГЭС приезжали Павел Кадочников, Марина Ладынина, Константин Симонов с Валентиной Серовой и другие известные артисты. А вообще, в Волжский привозили очень хорошие фильмы…»

Кинотеатр «Спутник» — визитная карточка Волжского

Расширить и углубить!

В начале 1950-х гг. и все время работ на месте будущей ГЭС, зрители смотрели картины в клубах Сталинградгидростроя. Фильмы шли в молодом городе первым экраном: раньше, чем в областном центре. И всего по три дня: так что, желающих посетить киносеанс всегда было больше, чем мест в зале.

К 38-й годовщине Октября был открыт новый кинотеатр «МИР» на острове Зелёном. Около тысячи зрителей побывали в этом зале накануне праздника. «С утра и до позднего вечера в нём не прекращалась демонстрация кинофильмов…», сообщается в документах. Подобные киномарафоны «до поздней ночи» в честь 7 ноября проходили и в других кинозалах и красных уголках.

— В Сталинградгидрострое постоянно совершенствовали культуру кинопоказа, — комментирует Екатерина Лоскутова. — Этому вопросу, например, было посвящено одно из заседаний профсоюзной культкомиссии в октябре 1955 года.  Его участники отметили, что «за последнее время в клубах ухудшилась работа по кинообслуживанию. А именно: плохой кинопоказ и рекламирование фильмов, не соблюдались правила техники безопасности».

Чтобы исправить ситуацию, всех работников киноустановок обязали включиться во Всесоюзное соцсоревнование. Также в каждом клубе решили ежемесячно проводить кинолектории, популяризировать научное и документальное кино. А по воскресеньям, в праздники и дни школьных каникул ввели в практику специальные детские сеансы.

Село Верхняя Ахтуба (фото 1950-х гг)

Шпионские страсти и сытые свиньи

Среди картин, которые привозились в клубные учреждения, было много отечественных и зарубежных киноновинок. В 1955-56 гг жителям молодого Волжского с пылу-с жару показали «Солдат Иван Бровкин», «Дым в лесу», «Будапештскую весну» (фильм производства Венгерской Народной Республики), «Овод», «Опасные тропы» и «Дело Румянцева». Значились в репертуаре кинопроката и пролетарская классика: «Свинарка и пастух», «Выборгская сторона», «Юность Максима».

— Особой популярностью пользовались трофейные фильмы, — дополняет историк Екатерина Лоскутова. — Они шли в наших кинотеатрах без перевода, снабжённые субтитрами на русском языке. Одна из таких кинолент «Гибралтар», выпущенная во Франции в 1938 году, произвела впечатление и на наших строителей. Так что секретарю Волжского горкома ВЛКСМ Садовскому пришлось обращаться с письмом к директору клуба «Сталинградгидростроя» Кузнецову повторить демонстрацию кинофильма «Сети шпионажа» — так лента называлась в советском прокате.

А в 1954 году в Среднеахтубинском районе прошел животноводческий кинофестиваль. Поэтому киносеансы осуществлялись прямо на фермах. Ну, а фаворитами кинофорума стали ленты: «Как бережно выращивать тонкорунных ягнят», «Откорм свиней», «Летнее стойловое содержание молочного скота» и «Кукуруза – культура больших возможностей». Во время кинофестиваля в районе провели 36 сеансов, охватив почти 5000 зрителей.

А вот среди гидростроевцев пропагандировались «великие стройки коммунизма». Например, в сентябре-октябре 1951 года комсомольцами политотдела был организован целый кинолекторий: «Партия Ленина-Сталина – вдохновитель и организатор сооружения великих строек коммунизма», «Сталинградская ГЭС – величайшее сооружение сталинской эпохи», «Волго-Донской судоходный канал. После лекций обычно демонстрировались патриотические кинокартины, например, «Клятва», «Кавалер Золотой Звезды», «Далеко от Москвы», «Донецкие шахтёры» и «Весна в Сакене».

Кстати, некоторые фильмы, которые так любили сто лет назад жители послереволюционного Безродного и чуть больше полувека гидростроители, известны и сегодня. Только посмотреть их можно, не дожидаясь кинопередвижки и очереди в билетную кассу кинотеатра, а прямо дома, уютно устроившись на диване.

Жители Безродного с удовольствием смотрели немое кино

ФАКТ

«Поймать» Толстого из уборной

В России первым художественный фильм снял 1908 году Александр Дранков, назвав его «Понизовая вольница». Картина рассказывает про Стеньку Разина и его казаков-разбойников. Причём кульминацией этого фильма стала сцена из знаменитой песни «Из-за острова на стрежень», когда бородатый атаман бросает в Волгу персидскую княжну.

Все тот же Александр Дранков первым ухитрился запечатлеть на память потомкам великого Льва Толстого. Есть даже такая легенда, успевшая стать анекдотом. Приехав в Ясную Поляну, пионер российского кинематографа поначалу получил от великого писателя отказ. Но Дранков не растерялся и решил снять Толстого тайком, через фигурное отверстие в двери …яснополянской уборной.

Через некоторое время к деревянному «домику» направился Лев Николаевич. Он начал дёргать дверь, но она оказалась заперта изнутри. Пришлось Дранкову под всеобщий хохот присутствующих разоблачить своё местонахождение, а затем показать то, что он наснимал «скрытой камерой». Съёмка домочадцам писателя понравилась, и согласие на продолжение было получено.

Статья подготовлена по материалам исследований старшего научного сотрудника Волжского историко-краеведческого музея Екатерины Лоскутовой.

Фото из Государственного каталога музейного фонда РФ.