В редакцию «ВП» часто обращаются читатели со следующим вопросом: «Обязательно ли соблюдение досудебного порядка урегулирования споров между потребителем и продавцом? «
Как рассказала заместитель прокурора Волжского Марина Вольская, закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязательного досудебного порядка урегулирования споров не предусматривает.
Вместе с тем в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах, соблюдение такого порядка является обязательным.
К примеру, направление претензии является обязательным по договорам об оказании услуг перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом (ч.1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
К таковым также отнесены споры при расторжении договора найма, о выселении (ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ), о назначении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (ст. 15.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Поэтому если имеющийся у потребителя спор не входит в число тех, по которым соблюдение претензионного порядка, является обязательным, то обращение с досудебной претензией является правом, а не обязанностью потребителя (Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020, Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2019 № 49-КГ18-61).
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru