Новый фильм об истории волгоградского андеграунда обсудили неформалы со стажем

реклама

Совсем недавно на просторах YouTube появился большой 45-минутный ролик под названием «Вопреки». Произведён он был на Studio Paprica, и авторы охарактеризовали его как документальный фильм, посвящённый истории волгоградского рока. Видео представляет из себя подборку интервью местных групп различных направлений из разных эпох.

Речь в фильме идёт о музыкантах из Волгограда, что, несомненно, не отражает всей картины происходившего в регионе, начиная со второй половины 80-х прошлого столетия по наши дни. По всей Волгоградской области всегда были творческие люди, сочинявшие и исполнявшие собственную музыку.

Михайловка, например, была своеобразным рок-н-ролльным центром, из которого вышли такие самобытные и яркие группы, как «Студия ДМ» или «Чёрная глория».

Не менее интересная рок-сцена была и в Волжском. На всю страну прогремела тогда «Альфа» Сергея Сарычева, множество поклонников было у группы «Пенальти» и коллектива Сергея Маркова – это то, что было у всех на виду.

Но существовала в Волжском и андеграундная сцена, которая жила своей жизнью. Там создавались уникальные рок-коллективы, проходили полуподпольные концерты, были свои кумиры и их поклонники.

Движение неформалов «расцвело» в Волжском в конце 80-х

Сегодня мы попросили участников тех событий прокомментировать фильм «Вопреки» и поделиться воспоминаниями о том интересном и странном времени.

«Господа не желают соку?»

Вадим Соболев

Вадим «Мэйден» Соболев, 50 лет, программист, в 90-х — автор и исполнитель:

– Посмотрел я «Вопреки» и не понял, вопреки кому или чему? Герои фильма из подполья, что ли, сражались с кровавой гэбнёй? Да ладно! 90-е были самым свободным и счастливым временем для рокеров, им на халяву отдавали какие-то подвалы, гаражи, каморки, «что за актовым залом» в школах, иногда ещё и на аппаратуру подкидывали. Договориться и провести концерт в Волжском можно было где угодно — в любом ДК, Дворце пионеров, просто на улице.

На мой взгляд, показать волгоградский рок во всем развитии и многообразии у авторов фильма не получилось. И всё же ребята взялись за хорошее дело, одобряю их начинание! Если говорить о том времени, то мне вспоминается следующее. В 90-х в кинотеатре «Родина» регулярно проходили большие сейшены, которые тогда организовывал Виктор Шило.

Музыканты и их друзья приходили намного заранее — чтобы потусоваться, выпить и проникнуть внутрь на халяву, пока не выставили охрану. Вспоминаю один такой вечер. Сидим мы у «Родины» на лавочках, вдруг подъезжает микроавтобус, из него вылезает хиппообразный мужик с рыжей бородкой и стайка девочек 13-16 лет, подходят они к нам, и на ломаном русском этот чувак спрашивает: «Не желают ли господа соку?» Ясен перец, желают, ибо самогон закуплен, а запивать нечем!

Он притаскивает несколько упаковок яблочного и оказывается реальным американцем — миссионером-мормоном! В итоге сидим выпиваем, а янки притаскивает две неплохие гитары, и вместе с девчонками они начинают петь песни проповедников. При этом вокруг стоят и вдумчиво слушают всё это угрюмые металлисты в чёрных футболках с соответствующей символикой.

Тут появляется «Значок» (очень заметный тогда парень в панк-тусовке, он был очень габаритный), просит гитару поиграть, и, когда ему дают инструмент, начинает дико долбить по струнам и орать страшным голосом: «Фак! Фак релиджн!» (песня группы Exploited). Главный проповедник сидит пунцовый, девочки хихикают… Помню, «Значок» потом весь вечер пытался обаять одну из них, что постарше, но она его огорошила, рассказав, что у неё на родине панками называют людей нетрадиционной ориентации…

Команда «Мэйдена» была в Волжском одной из самых заводных

«Ложкой по струнам»

Алексей Герасимов

 Алексей Герасимов, 52 года, юрист, в 90-х — устроитель рок-концертов:

– Кино у меня оставило приятные впечатления, оно погрузило меня в события моей молодости, увидел знакомые лица и узнал, насколько изменилась музыка. С 1991-го я около трёх лет занимался организацией концертов в Волжском. И сам играл на бас-гитаре в ДК ВГС, мы исполняли танцевальную музыку, а вот сейшены я устраивал совсем с другим «содержимым».

Толчком к этому стало то, что у меня появилась в аренде аппаратура. Потом появился Юра Беззаботнов — интереснейший персонаж, он был и спортсменом, и музыкантом, а потом стал кришнаитом, и мы с ним вдвоём сделали первый рок-фестиваль в Волжском, во Дворце пионеров в 1992 году. Мы нашли спонсоров, и всё получилось, хоть несколько сумбурно, но весело. У нас там играли гости-волгоградцы «Например», из волжских помню отлично проявили себя ребята из «Симптома Ортнера».

Потом были сейшены в школе № 12, там уже были только волжане, играли всю ночь напролёт на радость публике. Потом наш андеграундный рок переместился в клуб «Чайка», на его базе мы проводили концерты «У Алекса по пятницам». Волжский рок тогда был ярким и разнообразным, тогда в городе творили музыканты разного уровня и таланта. Популярным тогда был исполнитель по прозвищу Гермоген, хит которого тогда в Волжском знали все наизусть: «Я не умру от паровоза, ведь это маленькая доза». Был «Мейдэн», который стал потом преподавателем политеха, а его песня «Пиво, мясо, колбаса» была тоже очень известна. Антон Салем тогда заявил о себе, интересную музыку играла группа «4 Бью», где играли два Димы — Маслов и Цыкалов. Ещё был коллектив Тимура Назирова, которые играли что-то в духе Чик Кориа.

Диапазон у волжских групп тогда был довольно широкий: от металла и панка до джаз-рока. Музыка тогда у нас занимала всё свободное время, мы были ею буквально поглощены. Тогда были серьёзные проблемы с репетиционными базами, это вряд ли можно было делать дома, в основном надо было как-то залезть в ДК или найти пристанище в заводском общежитии. Сейчас можно просто заплатить, арендовать студию и играть, тогда этого не было. Времена были непростые, но потрясающие!

Случались и экзотические моменты. Помню, в одной группе гитаристом был парень, которого звали Вася Ложкин, он играл на инструменте, используя ложку! Водил ею по струнам в стиле боттлнэк. Это время мне представляется сплошным ярким пятном, состоящим из потрясающих событий!

Группа «Радио» на сцене «Молодёжки»

«Янки показали класс, и их обокрали»

Александр Инкин

 Александр Инкин, 50 лет, ведущий праздников, в 90-х — участник групп «Пять минут ещё ждём», «Штетл»:

— Это кино — просто какой-то странный обзор, но и на этом спасибо. Появился хотя бы отличный повод вспомнить наше рок-время. Я тогда и сам сочинял и играл музыку и концерты организовывал. Я делал один из первых фестивалей альтернативной музыки «Ночестрой», который прошёл в 1991 году в «Молодёжке» (сейчас камерный зал ЦКиИ «Октябрь»). Причина проста: группу сделали, а выступать негде. Пришли тогда к директору Тамаре Разуваевой с идеей фест провести, она неожиданно согласилась.

Александр Инкин сотоварищи

Там играли легенды того времени — «Колесо Дхармы» под руководством Панча, «Мейдэн». Всё звучало ужасно, но прошло «на ура» и дало толчок дальнейшему развитию движухи. Забавно по нынешнем временам, как выглядела реклама тех концертов. Можно было повесить одну афишу в Волгограде в месте, где менялись пластинками, и одно объявление где-нибудь в Волжском, и информация находила всех кого надо. Потом вся рок-тусовка переместилась в «Родину», и концерты стали проходить там.

Помню последнее мероприятие, в организации которого я участвовал, оно называлось Bad medicine, там хедлайнером были «Симптом Ортнера». Потом объявился Андрей Боголюбов, который замутил там же «АУМ» (ассоциацию универсальной музыки), но что-то там было неправильно сделано, поскольку частенько на концертах стали драки происходить между панками и скинхедами.

На наших мероприятиях тоже случалась всякая дичь. К примеру, как-то в «Молодёжке» группа «Радио» под предводительством Паши Балеевского устроила следующий перформанс — они на концерте вытащили старый кислотный огнетушитель и начали поливать всё вокруг, в результате этого шоу поплавилось напольное покрытие. Вдобавок ко всему этому они ещё начали себя мазать зелёной гуашью и разбрызгивать её на публику.

А ещё как-то на «Ночестрое» выступили настоящие американцы. Не помню, как эта группа называлась, они показали нам настоящий мастер-класс владения инструментами и работы со звуком. Потом, правда, янки были кем-то нещадно обворованы в гримёрке.

Волжские панки выглядели не менее колоритно, чем их зарубежные коллеги

«Барабанщик в роли гинеколога»

Владимир (Шиз) Шеремета

Владимир (Шиз) Шеремета, 50 лет, рабочий, в 90-х участник панк-движения:

— Фильм меня совсем не впечатлил… Я вообще подумал, что это какой-то трейлер. А если вспоминать те времена, то так получилось, что мы с Юрой Травкиным (Юс) были чуть ли не первыми пионерами панк-движения в Волжском. Более или менее по-человечески концерты нашего андеграунда начали выглядеть, когда в 90-х Роман «Банан» начал привозить в наш город известные команды — Distemper, Андрея Панова (Свинья) и др. На этих фестивалям происходила уйма забавного, например, на концерте, который проходил в кинотеатре «Родина», барабанщику «Напрасной Юности» Саше Новикову вместо обычного для драммера сиденья организаторы выдали гинекологическое кресло. Он изумился, но отыграл на нём вполне нормально.

Волгоградская «Напрасная юность» частенько выступала в Волжском

Мы до этой поры больше в Волгоград мотались, там постоянно шли концерты независимой музыки в ДК «Юбилейный», где выступали практически все из групп, кто был на плаву в нашей области. Время было прекрасное, но неспокойное.

Один раз в «Кубышке» (ДК им. Куйбышева) выступал известный волгоградский шоумен Александр Шилов, и на его концерт приехали гопники, чтобы, по их выражению, «казнить» артиста за неподобающий сценический образ, а заодно побить и всех других неформалов. Выхожу из ДК на улицу, подходят люди в кожанках и говорят: «Брат, снимай серьгу». Я ответил вопросительно: «Я тебе брат?» Чуваки зависли, этого момента мне хватило добежать до троллейбуса, а вот остальным участникам концерта досталось по полной.

Участники волжской металлической группы «Империя» Алексей Новиков и Александр Гоцан

Попозже взамен гопоты появились скинхеды, и с ними я тоже конфликтовал. Они тогда собирались у Дома торговли в 22 микрорайоне, и мне нравилось их провоцировать. Я шёл по другой стороне улицы Мира и кричал, обращаясь к ним: «Шалом!» Начиналась погоня, иногда уйти не получалось, и я прилично «выхватывал». А один раз нас, панков, выловили скины, вооружённые велосипедными цепями, в электричке на Спартановке. Хоть мы тогда и курили, но бегали отлично, вышли на остановке и смылись от них практически без потерь.

На сцене звезда волжской альтернативы 90-х — Панч

Это была совсем другая жизнь, отличная от нынешней. Сейчас, например, все сидят, уткнувшись в компьютеры, а в наше время большим кайфом было съездить на «толпу» (место обмена винила) и найти нужную пластинку или сходить на концерт, где такие же пацаны, как мы, играли свою музыку.

Фото из личных архивов героев публикации и со страницы: Волгопанк (vk.com)

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Кино очень теплое и приятное. Понятно, что много из того, что было так сразу и не охватить. Хочется думать, что это только начало. Спасибо создателям за добрый труд.

  2. Олег, свяжитесь с Сергеем Сторожиловым (бас-гитарист, звукорежиссёр). Он много чего может про тот музыкальный Волжский рассказать!

    • к сожалению, не знаю его. если у вас есть контакты, буду благодарен.

комментарии закрыты.