Инспектор Волжского ОГИБДД Сергей Якушин тонул в колодце с кислотой, воевал с рэкетирами и прыгал на ходу из машины

1182
реклама

На сегодняшний день в рядах ГИБДД служат порядка 55 тысяч человек, но сегодня мы будет говорить только об одном. О том, кто всю свою карьеру, а на сегодняшний день это более 38 лет, посвятил любимому городу Волжскому. Знакомьтесь: старший инспектор ОГИБДД Сергей Якушин.

«Что смотришь, свисти!»

В милицию он пришел в 1988 году по направлению от комсомола. Приглашение пришло после дембеля. Молодой волжанин два года служил в секретной части, где работал на бензовозе и заправлял самые известные бомбардировщики «Белые лебеди».

– Помню, когда в военкомате предложили пойти в милицию, я был ошарашен. Так просто в структуру было не попасть. Оказалось, что на меня как на бойца пришла хорошая характеристика, – вспоминает Сергей Николаевич.

Сергей Якушин в начале карьеры сотрудника ГИБДД

Несмотря на престижность предлагаемого места собрали семейный совет, на котором отец постановил: почетная служба, надо идти. Документы были собраны еще в воинской части, так что в отделе кадров УВД все оформили достаточно быстро. И вот первое патрулирование стажера Якушина.

Этот день Сергей запомнил на всю жизнь. Дело было у «нового универмага» «Славянка», где сегодня расположен ЦУМ. Люди вышли из автобуса № 14 и побежали через дорогу, через розарии, не обращая внимания на пешеходный переход.

– Мой старший и говорит: «Что смотришь, свисти!» Как-то робко у меня получилось, неудобно, что ли, было. Естественно, меня сурово отчитали. Это же служба! Милиция! С тех пор проблем с «громкостью» у меня не было, – улыбается инспектор.

Труп в ЗИЛке, и бритва к горлу

Несмотря на сложности, которые всегда сопровождают эту профессию, служба ему нравилась. Но, рассказывая о прожитых годах молодым инспекторам, которые приходят на службу сегодня, он ничего не приукрашивает. Пришлось повидать и кровь, и отморозков.

– Мы не выходили парами, мы были по одному и часто пешком, техники-то не хватало. Помню, сбили молоденькую девушку. Скорая констатировала смерть, выписала справку и уехала. А мне надо было ее везти в морг. Да-да, вывоза тел тогда тоже не было, инспекторы должны были сами убирать все с дорог. Остановил какой-то ЗИЛок, дедулька вышел, взял за плечи, я — за ноги, положили тело в кузов и поехали, – рассказывает заслуженный инспектор.

Ещё одно «одинокое» дежурство и вовсе могло стоить Сергею Николаевичу жизни. Остановил как-то «Москвич», а водитель пьян. Чтобы отвезти такого «клиента» на освидетельствование, милиционер тогда просто пересаживал нарушителя на пассажирское, а сам садился за руль.

– Сидел он сначала смирно, вдруг начал ерзать, что-то искать под сиденьем. Боковым зрением вижу: достает опасную бритву и мне к шее ее тянет. А я один. На скорости 40 км в час пришлось открыть дверь и «выйти», – продолжает Сергей Якушин.

Машина «припарковалась» в дерево, а инспектор по рации вызвал подкрепление. Жулик, к слову, утихомирился.

Сверху – звезды, снизу – жижа

Вообще начало карьеры волжского инспектора выпало на самое непростое время. Однажды по рации передали, что вводится план «Перехват». Бандиты подрезали водителя таксопарка и угнали «Волгу». Машину обнаружили Сергей с напарником, потом к ним присоединился еще один патрульный расчет. Загнали бандитов в промзону за заводы. «Волга» остановилась, двери открылись, и злодеи побежали в сторону камышей в разные стороны.

– Бегу за одним, сумерки, вдруг понимаю, что падаю. Летел метра два и плюх в жижу какую-то. Сверху — звезды, внизу – вода. На мне шинель и сапоги, все мокнет и тянет на дно, температура воздуха – минус 27. Думал, всё, хана. Одной рукой за кирпичик держусь, второй пистолет за пазуху перекладываю кое-как. Потерять-то табельное оружие нельзя! – продолжает инспектор.

Почти час Сергей держался за выступы в колодце, когда подоспели на помощь коллеги. Вынули. Жижа в том коллекторе оказалась кислотным сливом какого-то завода. Комплект формы просто разъело. Как сам остался жив – до сих пор не понимает. Кстати, выкинули и чехол с сиденья патрульки, на которой ехал домой спасенный, тоже разъело. А утром, правда, по гражданке, Якушин уже был на службе.

Кстати, в обычной одежде он дежурил почти месяц, пока шла служебная проверка по факту «порчи форменного обмундирования». И только потом начальник ГУВД области распорядился выдать новый комплект.

Рэкетиров сменили террористы

Побывал Сергей Якушин и на мушке у рэкетиров. В начале 90-х на улице Набережной бандиты убили бизнесмена и его семью. С места расправы душегубы уехали на «шестерке».

Сергей Якушин

– Нам надо было найти ту машину. Патрулируем, видим: на обочине стоит «копейка» с поднятым капотом. Останавливаемся, вдруг помочь надо. Водитель говорит, что уже все в порядке, и сейчас уедет, как с заднего сиденья вываливается еще один с обрезом. Подбежал напарник, он то на меня, то на него наводит, мы тоже с пистолетами, на него направленными, жуть, – вспоминает Сергей Якушин.

Улучив момент, Якушин скрутил вооруженного бандита. Только щелкнули наручники, как из машины выскакивает еще один и кидает в сторону инспекторов гранату. Третий милиционер вовремя сориентировался, схватил ее и отбросил дальше. Боеприпас так и не взорвался, повезло.

В жизни Сергея Якушина подобных перехватов после «разборок» и стрельбы было немало. А в начале нулевых на смену тем самым безбашенным рэкетирам пришли бизнесмены и уже организованная преступность. Эти порой просто «уходили» на своих «Мерседесах» от погони.

– Двухтысячные запомнились борьбой с терроризмом. Постоянно что-то где-то минировали. Все эти сообщения были на фоне войны в Чечне: «Норд Ост», Буйнакск и прочее. Сами понимаете, как шутки детей мы оцепление не воспринимали, – продолжает Сергей Николаевич.

Но было и то, что вспоминается с теплотой. Например, как почти 120 км по Быковской трассе догоняли «скорую», чтобы отдать холодильник с кровью для переливания. Как помогли семье с маленькими детьми, дав запаску от патрульки (колесо, кстати, потом граждане вернули). Как сопровождали машину с роженицей, как люди говорили спасибо за то, что вытолкнули из сугроба, и многое-многое другое.

Что и говорить, Серей Якушин в городской ГИБДД – легенда. Его знает каждый инспектор и многие водители «со стажем». Именно он 18 лет отъездил на патрульном «Опеле Вектра», пока тот не списали.

Сам Сергей Якушин признался, что решился таки уходить на пенсию.

– Не жалею ни об одном дне, который я прожил в погонах. Не жалею и о том, что не уехал из Волжского, чтобы пойти выше по карьерной лестнице. Да, я простой капитан, который сделал все что мог, чтобы в городе было безопасно, — тихо говорит инспектор. А по завершении беседы просит передать наказ всем молодым, кто приходит в ГИБДД: «Помните, что вы не работаете, вы служите!»