Волжские историки раскрыли тайну забытой тетради

1165
реклама

22 июня в России — День памяти и скорби. День начала самой кровопролитной и страшной войны в истории нашей страны.

Волжские музеи хранят тысячи экспонатов и личных вещей, подаренных ветеранами. Но сегодня нам хотелось бы рассказать о чем-то особенном, о чем еще не рассказывал никто.

В музейных фондах города хранится уникальная тетрадь ученика седьмого класса школы села Безродного Алексея Копылова. Давайте в нее заглянем…

Заведующий Волжским музеем памяти солдат войны и правопорядка демонстрирует тетрадь А.Копылова

«Тетрадь по Конституции»

«Однажды во время встречи со школьниками мы вспомнили про тетрадки предвоенной поры, — рассказывает старший научный сотрудник Волжского историко-краеведческого музея Екатерина Лоскутова. — Никто тогда не знал, что так все повернется. У нас есть номер «Сталинградской правды» за 22 июня 1941 года. И там, представьте, ни слова о начале войны: «Большевики-революционеры в технике», «Обязательства консервщиков», афиша сталинградского театра…

Поэтому 16 июня 1941 года в Верхнеахтубинской школе села Безродное мирно и спокойно прошел выпускной и начались выпускные экзамены.

Расписание экзаменов в тетради А.Копылова

«Тетрадь по изучению Конституции ученика 7 «Б» класса Безродненской сельской школы Алексея Копылова была передана нам в 1997 году, — продолжает тему руководитель Волжского музея памяти солдат войны и правопорядка Максим Опалев, где сегодня хранится уникальный экспонат. — Ее подарил, судя по документам, сам Алексей Иванович. Он принес три свои тетради: по химии, литературе и по предмету «Конституция». Последняя очень красиво украшена: каждый урок проиллюстрирован диаграммой, таблицей или рисунком. И именно в этой тетради на последней странице Алексей написал, что 20 июня состоится последний экзамен-сочинение…».

На сегодняшний день о личности владельца старой тетради известно немного: лишь то, что он участвовал в эвакуации колхозного скота в 1942 году из колхоза в степь, а после войны жил в Волжском, строил ГЭС.

Учитель математики М.Г. Романовская с учениками Верхнеахтубинской школы

А вот об учительнице Верхнеахтубинской школы Марии Романовской, которая в 1941 году преподавала Алексею Копылову математику, сведений больше. В музее находится ее комсомольский билет и трудовая книжка, первая запись которой о назначении учителем математики датирована 5 сентября 1938 года. В феврале 42-го она стала завучем школы, а в октябре — ее директором. Мария Романовская одной из первых была награждена медалью «За оборону Сталинграда». Известно, что вместе с ополченцами она рыла окопы в районе Мечетки и чудом спаслась, когда прорвались немецкие танки. После войны Мария Романовская работала в школе на ЛПК и в 70-е годы вышла на пенсию.

«Я пахал на быках и на верблюдах»

В материалах исторических исследований старшего научного сотрудника Волжского историко-краеведческого музея Екатерины Лоскутовой «Волжской правде» удалось найти еще целый ряд воспоминаний безроднинцев, связанных с началом войны.

Семиклассникам в те времена было по 16-17 лет. И можно предположить, что через год у них должен был состоятся призыв в Красную армию. Но, скорее всего, многие прибавили себе возраст, чтобы поскорее отправиться на фронт».

«Председатель Николай Капитонович Черкасов хотел поставить своего тёзку, т. е. меня, счетоводом и направить для этого учиться заочно в Саратовский техникум. Но работы в колхозе было много, пришлось остаться в родном селе. В колхозе «Безбожник» я проработал до 25 августа 1942 года. Немцы к тому времени уже прорвались к Сталинграду…» (из воспоминаний уроженца села Верхняя Ахтуба Николая Ивановича Трофимова).

«Я пахал на быках, на верблюдах. Сев осуществлялся вручную: зерно из ведра разбрасывалось по полю. Это делали мои земляки из Безродного (Верхней Ахтубы): Глотов, Бесштанов, Репин. С обувью было туго. Носили поршни (Простейшая кожаная обувь из дубленой сырой кожи, стянутой ремешком, продетым через отверстия по краю. — Прим. ред.). Их шил бригадир Иван Иванович Зайцев. Но ходить в поршнях было неудобно: пока они мягкие – ещё терпимо, но к часам 11 припекала жара, и поршни ссыхались, сжимая ноги, как кандалы. Приходилось их снимать и ходить босиком. 1 марта 1943 года я был призван в армию…» (из воспоминаний уроженца села Верхняя Ахтуба Петра Васильевича Овчинцева).

Здание старой школы до реконструкции

«Не сушите сухари, не месите тесто…»

Самым трагическим днем в жизни учеников Верхнеахтубинской школы и жителей Безродного стало 25 августа 42-го. В этот день состоялась мощная воздушная атака Заволжья. По рассказам очевидцев, накануне над левым берегом Ахтубы летали самолеты и разбрасывали листовки со стихами, которые запомнились многим: «Бабы, не сушите сухари, не месите тесто, 25-го числа не найдете места!»

В тот день жители собрались на площади, чтобы проводить земляков на фронт. Среди них были и выпускники местной школы. И в самый разгар митинга, в 10 утра, налетели бомбардировщики… Кто-то успел спрятаться, но многие погибли.

«В августе немецкие самолёты разведчики часто летали – листовки разбрасывали. А там по-русски написано: «В Сталинграде будет каша, а Москва будет наша»… Мы уж знали – пролетел такой самолёт, в скорости бомбёжка закончится. Но однажды врасплох нас застигли. В тот день на площади перед школой собрались призывники, ребята 1926 года рождения, в том числе мой младший брат Алексей. Митинг идёт, а тут бомбёжка. Лёшин друг Генка погиб и ещё многие призывники. Классную руководительницу нашу Веру Михайловну убило и аптекаршу Таисью Григорьевну (Фалееву)». (Из воспоминаний жительницы с. Безродное Марии Петровны Кретовой).

Мария Ивановна Овчинцева, 1925 г. р., уроженка села Верхняя Ахтуба:

«…когда переправились уже в Красную Слободу, началась сильная бомбёжка. Погибло очень много людей. А 25 августа немцы бомбили левый берег, в том числе и Верхнюю Ахтубу. Стоял страшный гул: ребятишки насчитали 40 самолётов. Бомбёжка длилась с 10 утра и до 19 вечера. Я спряталась в щель возле дома и просидела там до окончания налётов. Наша мать, Александра Семёновна, в это время была в пойме. Военные в село никого не пускали, говорили, что там сейчас опасно. Действительно, в Верхней Ахтубе всё пылало, пыль стояла столбом. На все уговоры Александры Семёновны, что у неё там остались дети, военные не реагировали…» (из воспоминаний уроженки с. Верхняя Ахтуба Марии Ивановны Овчинцевой).

Комсомольский билет и трудовая книжка учительницы Верхнеахтубинской школы М.Г. Романовской

Справка «ВП»

Верхнеахтубинская школа работала с 1934 по 1951 год. До переселения жителей в п. Рабочий и Среднюю Ахтубу в связи с рисками затопления земли были выведены из сельхозназначения в промышленные. В 1941 году она функционировала как школа-интернат для эвакуированных детей, а в 1942-43 годах — как госпиталь. В 1959 году здание старой школы было передано мебельной артели им. 40 летия Октября. В 70-е годы постройку практически полностью уничтожил пожар. Здание было восстановлено только в 1994 году. Сегодня здесь размещается местная картинная галерея.

(Материал подготовлен по материалам исследований старшего научного сотрудника Волжского историко-краеведческого музея Екатерины Лоскутовой)