11 мая исполняется 58 лет со дня основания в СССР фирмы грамзаписи «Мелодия».

1185
реклама

Сегодня исполняется 58 лет со дня основания в СССР фирмы грамзаписи «Мелодия».

Это предприятие, ставшее одним из столпов не только советской культуры, но и экономики, было монополистом в тиражировании аудиозаписей. Кроме неё, в Советском Союзе просто больше не было вариантов издания виниловых пластинок.

В силу этих обстоятельств «Мелодия» в основном и определяла музыкальные вкусы и потребности советских граждан. Конечно, фирма работала под полным идеологическим контролем со стороны правящей тогда КПСС, но это нисколько не умаляет её положительного влияния на целые поколения. Да что там, все мы выросли на музыке, звучавшей с дисков с этим фирменным штемпелем.

«Мелодия» была советским противовесом западным корпорациям и, безусловно, проигрывала им ввиду того, что работала с оглядкой на идеологию. Но в то же время у неё было большое преимущество перед западными фирмами. Во-первых, для иностранных лейблов вход на рынок СССР был закрыт, и, во-вторых, в «Мелодии» не сильно заморачивались насчёт авторских прав, и она могла позволить себе без спросу у композиторов и исполнителей издать всё что угодно. Неудивительно, что фирма была крайне успешна с экономической точки зрения.

Я помню, как в самом конце 80-х на страницах «Волжской правды» вышло объявление в несколько строчек, в котором говорилось, что в магазине «Мелодия» на проспекте Ленина состоится выставка-продажа новинок фирмы. И на следующий день там выстроилась огромная очередь. Мы с приятелями, будучи тогда школьниками, убежали с последних уроков, чтобы на родительский «трояк» купить себе какого-нибудь «свежачка». В тот день после 2-часового стояния в очереди я ушёл домой с уловом в виде только что выпущенного, нового альбома группы Стаса Намина «Гимн Солнцу» и пластинки модного тогда «Зодиака».

Виниловые пластинки в СССР были предметом культа, а завод «Мелодии» в подмосковной Апрелевке был их единственным производителем в стране. Сейчас то, что осталось от могучего некогда гиганта, является средним по европейским меркам лейблом. «Мелодия» занимается лицензированием, изданием, тиражированием и распространением фонограмм на компакт-дисках и, конечно, уже не является законодателем моды и вкуса в нашей стране, уступив своё место разнообразным интернет-площадкам.

Тем не менее такой феномен в Стране Советов существовал и внёс свою лепту в гармоничное развитие жителей СССР. Поэтому сегодня для меломанов со стажем есть отличный повод вспомнить время их молодости и поставить на проигрыватель виниловый диск с лейблом «Мелодия».