Волжский «кукольник» выдавал себя за отца, защищал людей в суде и снимался у Германа
В «Арлекине» у него важная миссия – Александр Елохин отвечает за свет и звуковое оформление сказок. А несколько лет назад вдруг попробовал себя в режиссуре. Спектакль «Приключения Незнайки и его друзей» получился ярким, весёлым и поучительным, нравится он и маленьким зрителям, и взрослым. Как он стал режиссёром, зачем выдавал себя за отца и кому продал армейское имущество, Александр Александрович рассказал нашему корреспонденту.
Пользовался «служебным положением»
– Актёрские дети обычно растут за кулисами, а я в театре жил. Просто, когда у «Арлекина» не было своего помещения, всё его имущество хранилось в нашей квартире. Вокруг моей кровати стояли декорации, целая комната была отведена под реквизит – её даже на ключ запирали. Мне и моим школьным приятелям очень нравилось проникать туда и изучать хранящиеся там сокровища: сломанные магнитофоны, гитары, отрезы тканей…
– Когда вы в первый раз вышли на сцену?
– В 1993 году, играл Комарика в сказке «Жили-были». Мы давали спектакли в конференц-зале БСМП. Иногда медики выделяли нам карету «Скорой помощи», чтобы «Арлекин» выезжал «на гастроли» в детские сады. Увидев наш транспорт, работники дошкольных учреждений сначала пугались: думали, комиссия с проверкой.
В театре мне нравилась сама атмосфера. Я тогда ещё не понимал, что быть актёром – тяжёлый труд. Напротив, самолюбию льстило, что учителя без звука отпускают меня с уроков на спектакли.
– Выходит, пользовались служебным положением?
– Старался не злоупотреблять. А статья в газете «Волжская правда» однажды помогла мне сдать экзамен по химии.
– ???
– Этот предмет мне не давался, и в девятом классе на экзамене я попытался разжалобить «химичку»: мол, работаю в театре, на уроки нет ни времени, ни сил… И даже газету показал: «Видите, обо мне пишут!». На фото был отец с куклой в руках, но подписано-то «Александр Елохин»! Учительница ахнула и поставила мне оценку «авансом». Но вскоре правда вышла наружу. Ох, и досталось мне! В 10-м и 11-м классах химию я поневоле подтянул и выпускной экзамен сдавал сам.
Речь репетировал, как роль
– Но актёрское образование вы в итоге получили?
– Нет, не сложилось. Я собирался поступать в Академию актёрского искусства в Петербурге, отец помог подготовить программу. А перед турами стою в коридоре Академии, жду своей очереди: парень рядом со мной стихи декламирует, девушка на гитаре играет, другая пластические этюды показывает. Все такие талантливые… Посмотрел я на них, подошёл к стенду со списками абитуриентов, ручкой вычеркнул свою фамилию и со спокойной душой отправился гулять по городу. Вернулся в Волжский и устроился на работу.
– Куда?
– В театр. Режиссёром по звуку. Нет, поблажек отец мне не давал, даже зарплату я получал самым последним в театре. Ну и что? Работать было интересно: я всё время придумывал, как можно подсветить и озвучить наши сказки, если нет необходимой аппаратуры. А два года спустя объявил родителям, что буду поступать на юрфак в ВолГУ. Родители – спасибо им огромное – удивились, однако возражать не стали. Получил образование и несколько лет совмещал работу «звукача» и адвокатскую практику.
– Неожиданное сочетание…
– Да. У меня такое ощущение, что я постоянно пытался найти себя «вне» театра, а судьба вновь и вновь меня туда возвращала. Интересно, что в профессии адвоката меня привлекала её театральность. Мне кажется, я всё время играл какую-то роль. Писал и репетировал речи для выступления на суде, примерял на себя чужие ситуации, пока отец не сказал: «Саша, хватит сидеть на двух стульях». Я выбрал театр. Довёл до конца последнее дело – оно было непростым, и я горжусь, что помог оправдать невиновного человека.
«Отца на репетиции не пускаю»
– Вы поставили уже два кукольных спектакля, карантин прервал работу над третьим. Что самое трудное в режиссуре?
– Отсутствие опыта. И ещё мне всегда мешало присутствие отца на репетициях. Особенно на «Незнайке».
Люблю эту книгу, словно в детство возвращался во время работы над спектаклем. Отец постоянно пытался помочь, всё время наблюдал за мной. И не понимал, почему я нервничаю. А мне хотелось самому сделать этот спектакль – тем более, я видел в своём воображении героев и декорации, слышал музыку… Решил проблему радикально: перестал пускать отца на репетиции. Я ценю его мнение, советуюсь с ним, но делаю это уже на завершающей стадии работы.
– В чём очарование кукол?
– Они умеют удивлять. Кажется, всё уже о них знаешь, а после очередной сказки открываешь их новые грани, новые возможности. Они самостоятельные личности и с человеком общаются на равных.
«У вас глаза осмысленные»
– Чем вам запомнились съёмки фильма «Бумажный солдат» и работа с Алексеем Германом?
– Тем, что вся эта история была чудом. Я и на кастинг – он проходил в Волгоградском доме актёра – попал случайно. Думал, это съёмки передачи о театре. Когда разобрался, что к чему, сказал оператору: «Не тратьте на меня плёнку, это ошибка». Он засмеялся: «Странный ты парень, все мечтают сниматься в кино. Ладно, давай просто поговорим». А ровно через полгода вдруг раздался звонок: «Это помощник режиссёра Алексея Германа. Не могли бы вы взять отпуск на две недели, чтобы сняться в фильме «Бумажный солдат»?». На этих словах у меня разрядился телефон. Я переживал, что со студии не перезвонят! Родственники смеялись: «Ты что, поверил? Да это розыгрыш!». Оказалось, всё серьёзно.
– Снимали в Астраханской области?
– В Ахтубинске. Я сыграл солдата, у которого Вера – актриса Анастасия Шевелёва – покупает ванну.
…Зима, железнодорожная станция, мы с товарищем охраняем армейское имущество, которое сами и продаём героине. Крошечный эпизод снимали целый день. Алексей Герман-младший – человек дотошный, он долго искал нужный ракурс, и всё ему не нравилось. Особую ярость вызвал новенький железнодорожный состав, выделенный РЖД для съёмок: «Почему он такой чистый?». И несколько часов вся группа замазывала вагоны грязью. Герман был доволен, а вот сотрудники РЖД, которым вернули перепачканный состав, наверное, не очень.
Озвучил мой эпизод другой артист – ради двух фраз меня на Ленфильм не вызывали. Хотя ассистент режиссёра сказал после съёмок «моей» сцены: «Пожалуйста, Саша, не меняйте номер телефона. Алексей Алексеевич планирует вас занять в других эпизодах. Говорит, у вас глаза осмысленные». Но больше мне не позвонили.
Я волновался, что и сцену с ванной вырежут. Однако, едва начался фильм, узнал на экране свой затылок. Вот так я вписал себя в историю российского кинематографа.
Шутки шутками, но «Бумажный солдат» я посмотрел раза четыре. Фильм понравился, и переживания главного героя, который ищет своё место в жизни, были мне понятны.
Случая продолжить «кинокарьеру» пока не представилось, хотя был бы рад снова побывать на съёмочной площадке.
Своё место в жизни, в отличие от героя фильма, я нашёл – в «Арлекине».
– Театральная династия Елохиных будет продолжаться?
– Сын Лёша уже участвовал в новогодних представлениях. А с недавних пор мечтает поступить в Российский Государственный институт сценических искусств. Кстати, я недавно тоже отправил туда документы — но теперь на режиссёрский факультет.
– Удачи!
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru