Было простое, стало золотое

588
реклама

При этом сами члены кабинета министров особых иллюзий по поводу реальности достижения означенных целей, похоже, не питают. Достаточно вспомнить недавнее выступление на Всемирном экономическом форуме в Давосе первого вице-премьера Игоря Шувалова: «Мы входим в более затяжной и сложный кризис. Ничего хорошего в существующей ситуации нет, она очень тяжелая. И думаю, она будет усугубляться».

А тут еще добавило головной боли международное агентство Standard & Poor’s, которое в понедельник снизило кредитный рейтинг России до BB+, переместив его с инвестиционного уровня на спекулятивный, иначе называемый «мусорным». Таким образом, финансовые вложения в отечественную экономику отныне официально признаны операциями повышенного риска со всеми вытекающими из этого последствиями. Главной причиной понижения рейтинга названа денежно-кредитная политика Центробанка, утратившая, по оценкам аналитиков агентства, гибкость и оперативность реагирования на внешние вызовы.

Министр финансов Антон Силуанов в своем экспресс-комментарии по поводу решения Standard & Poor’s рекомендовал не драматизировать ситуацию, приведя в качестве контраргументов сильные стороны российской экономики – накопленные резервы, профицит счета текущих операций и низкий уровень государственного долга. Тем не менее, и он признал негативные последствия, которые последуют за снижением кредитного рейтинга России. С ним солидарен и министр экономического развития Алексей Улюкаев, оценивший возможные потери в 20-30 миллиардов долларов.

Похоже, решение одной из главных стратегических задач правительства, состоявшей в создании привлекательного инвестиционного имиджа страны, теперь придется отложить в долгий ящик. В прошлом году отток капиталов из России поставил печальный рекорд, впервые превысив отметку 150 миллиардов долларов. Казалось бы, хуже не придумаешь. Но с понижением рейтинга может оказаться, что и это не предел. До требований досрочного возврата взятых за рубежом кредитов дело, скорее всего, не дойдет. Чего не скажешь об ухудшении условий заимствований для отечественных компаний, которое всенепременно последует. Оно и понятно – чем выше риски, тем больше проценты.

И тем ниже, увы, покупательная способность национальной денежной единицы. Известие о снижении кредитного рейтинга России незамедлительно привело к очередному падению ее курса на валютном рынке. В тот же день доллар и евро официально подорожали сразу на четыре с половиной рубля. И конца и края этому пока не видно.

Удивительно, но факт – в деле реализации антикризисного плана правительство по-прежнему поспешает медленно. Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев подписал не программу в целом, а лишь пакет первоочередных стабилизационных мер, в которых, как водится, деление превалирует над умножением.

В числе первых государственного внимания удостоились, кто бы сомневался, банки, по преимуществу с государственным участием. На их докапитализацию выделен 1 триллион рублей в облигациях федерального займа. При этом Минфин и Минпромторг должны, по настоянию Дмитрия Медведева, разработать документ, согласно которому финансовые учреждения, попавшие в программу, возьмут на себя обязательства не менять условия ранее заключенных кредитных договоров. И это при ключевой ставке Центробанка, по-прежнему составляющей 17 процентов? Свежо предание, но верится с трудом.

Не остались без правительственного внимания и российские промышленники. У министров дошли, наконец, руки до разработки механизма субсидирования новых кредитов в привязке к ключевой ставке ЦБ России. На реализацию этой программы зарезервировано 20 миллиардов рублей. Предполагается, что субсидироваться будет 90 процентов ключевой ставки, а выплаты на одно предприятие составят не более 150 миллионов рублей.

С расходованием имеющихся в наличии резервов министры худо-бедно справляются. А вот меры по структурным преобразованиям российской экономики всё откладывают и откладывают. В принятом пакете нет даже упоминания ни о снижении ключевой ставки, ни об импортозамещении, ни о налоговых каникулах для среднего и малого бизнеса. Добрые намерения есть, а конкретики по-прежнему – ноль.

Я бы на месте правительственных чиновников почаще заглядывал в материалы Росстата, с материалами которого, как говорится, не поспоришь. Вот самые свежие – на злобу дня.

По итогам 2014 года продукты в России подорожали на 16,7 процента. Самый ощутимый скачок цен – 4 процента – зафиксирован в декабре. Для сравнения: в Евросоюзе продуктовая инфляция составила только 1 процент. Стоит, пожалуй, огласить весь список. Хлеб в России подорожал за год на 11,6 процента, мясо — на 19,3 процента, рыба — на 18 процентов, молоко и яйца — на 14,2 процента, фрукты — на 23 процента, овощи — на 18,7 процента, кондитерские изделия и сахар — 17,3 процента.

Ну а 2015 год начался так, что прокуратура всех без исключения регионов страны вынуждена проводить масштабные проверки по фактам необоснованного роста цен на продовольственные товары. У нас, к счастью, не Пермский край, где некоторые продукты подорожали за месяц более чем в полтора раза. Но тоже не сахар – тот, что по декабрьской цене. Все как в старом анекдоте: «Была картошка простая — стала золотая, была рыбка простая – стала золотая, были яйца простые – стали золотые. Инфляция!!!».

Фото: kushva-online.ru

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru