В условиях кризиса волжские предприниматели демонстрируют суперсособности
Волна коронавируса начала накрывать планету в конце прошлого года. Эпидемию почувствовали не только простые граждане, но и бизнес. До России кризис добрался в начале весны. В первую очередь от карантинных мер пострадали авиаперевозчики, туризм, общепит, но постепенно под негативное влияние попало большинство отраслей экономики. Кризис всегда обостряет болевые точки и выводит на поверхность недоработки руководителей. Мы пообщались с волжскими бизнесменами и узнали, как они переживают эпидемию.
Сильные выживут, слабые умрут
Топ-менеджеры, зачастую, рассматривают периоды нестабильности как точки роста. С начала эпидемии в нашей стране, неоднократно из уст предпринимателей звучали высказывания о том, что этапы кризиса хороши тем, что рынок очищается от нежизнеспособных бизнесов.
— Иногда просто нужно набраться терпения и пройти процесс перемен, — говорит волжский предприниматель, владелец сети магазинов одежды Семён Пименов. – Вся ситуация с коронавирусом – это такой хороший стресс-тест, он оголяет слабые места в бизнесе и ломает слабых духом людей и, наоборот, укрепляет сильных и сплачивает настоящие команды. Если были какие-то недоработки в бизнесе, на которые закрывались глаза, если бизнес-модель неэффективная и слабая, если бизнес держался на удаче – ему будет очень плохо.
Между тем, государство не бросает тех, кто оказался в тяжелом положении. На сегодня в налоговые инспекции Волгоградской области заявления на выплату субсидий представили уже более 12 тысяч пострадавших от коронавируса налогоплательщиков. По данным на 21 мая представителям бизнеса уже выплачено более 330 млн рублей субсидий. Речь о компенсации затрат на выплату зарплат работникам.
— Самое главное в складывающийся ситуации быть гибким, суперадаптивным, уметь принимать смелые решения, быстро меняться и искать новые возможности, — резюмирует Семён Пименов.
А так можно было?
Хороший пример такой гибкости продемонстрировал Евгений Купко, собственник мобильной сети ресторанов «Суши весла» и «БлинБерри».
— За время кризиса мы прошли два этапа – первый оказался для нас очень сложным – когда мы уже понимали, что ситуация меняется невероятно быстро, но еще не почувствовали этого напрямую, — говорит бизнесмен. — Тогда мы еще находились в состоянии аффекта и предпринимали точечные действия, которые не имели должного эффекта. Второй этап – это ощутимая потеря гостевого потока. В первые недели кризиса мы потеряли около 60% гостей, в связи с закрытием торговых комплексов, бизнес-центров.
В начале кризиса мы поняли, что бюджета у нас нет. И решили, а почему бы просто не сделать рекламу мелом на асфальте. Мы стали использовать самые простые каналы, на которые мы раньше не обращали внимание. У нас появились телеграмм-каналы, у «БлинБерри» появился сайт, мобильное приложение и доставка. За неделю запустили то, что не могли запустить почти два года. И благодаря консолидации наших усилий мы вышли на докризисный уровень. Усилился маркетинг.
В целом, весь бизнес сместил свой фокус внимания с прямого контакта с потребителем на взаимодействие онлайн. Каждый по-своему, в силу своих возможностей.
Пожалуй, в самой непростой ситуации оказалось и парикмахерское дело. Однако, удивительно, но владелец сети салонов «Afanasiev Studio» Александр Афанасьев признаётся, что дела идут очень даже хорошо.
— Во время вынужденной изоляции мы сосредоточили своё внимание на онлайн-школе для парикмахеров и колористов, — говорит Александр. – И всё это время занимались развитием этого направления и непосредственно обучением.
Потрясения, хоть и не такие большие претерпели и «не пострадавшие» официально отрасли. Мы поговорили с основательницей семейной сыроварни «Квели» Юлией Мозолевой.
Становление её бизнеса пришлось как раз на разгар эпидемии.
— Мы открыли своё производство еще осенью, но на полную мощность выходим только сейчас, -рассказывает Юлия. – Продажи упали, так как многие магазины закрылись, но мы быстро переключились и сделали доставку по городу бесплатной, что дало нам новый приток покупателей.
Пройти через трансформацию пришлось и отраслям, которые взлетели на волне кризиса.
Например, компании «Грасс», которая занимается, в частности, выпуском средств дезинфекции.
— Сначала почти полностью закончилось сырьё для антисептиков и дезинфицирующих средств, а теперь и другого сырья, — говорит основатель компании Михаил Грачёв. – Приходится искать его по всему миру, по ценам выше в несколько раз, чем оно стоило две недели назад. У перевозчиков, производителей и таможенников тоже не хватает людей, в итоге поставки затягиваются.
Только бизнес и ничего личного
Предприниматели отмечают, что во время кризиса многие контрагенты проявили себя не с лучших сторон.
— В условиях форс-мажора, стресса и социальной изоляции люди раскрывают свою истинную суть. Один поставщик поднимает цены в три раза и тянет с отгрузкой даже после 100% предоплаты, другой отгружает без денег и говорит: «заплатишь, как сможешь».
Сложности в отношениях с партнёрами коснулись и бизнеса Евгения Купко.
— Когда начался резкий рост цен на продукты, необходимые для нашей компании, и те партнёры, с которыми мы работали пять и более лет, не пошли нам на встречу и вне договора начали повышать цены в два и больше раз, что для нас было не приемлемо. Мы срочно начали искать других партнёров, — говорит он. — К сожалению, мы потеряли очень много арендодателей, потому что они не хотели входить в наше положение и идти нам на встречу.
Сегодня уже можно говорить о том, что самый сложный период, когда магазины и общепит просто простаивали – уже позади. Экономика начитает перезапускаться. Впереди – долгий период восстановления. Однако, расслабляться не стоит, специалисты предрекают вторую волну коронавируса уже осенью.
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru