Специалист по тонким материям

3408
реклама

Волжский нейрохирург — о «ремонте» позвоночника, удалении опухолей и «счастливых» ходунках

В прошлом году волжские нейрохирурги совершили самое настоящее чудо. Хотя для медиков, говорит и. о. замглавврача ГБУЗ «ГКБ№1 им. Фишера» по хирургической помощи, нейрохирург высшей категории Максим СУБАЧЕВ, это штатная ситуация.

МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ

– 36-летнюю пациентку госпитализировали с обширным ишемическим инсультом, – рассказывает Максим Алексеевич. – Требовалось оперативное вмешательство. Чтобы освободить мозг, пришлось убрать достаточно большой фрагмент кости черепа. Однако уникальность операции не в этом. Мы подумали: зачем вживлять молодой женщине титановую пластину? И её«родную» косточку на время имплантировали в живот.

И что было дальше?

– Пациентку прооперировали, она успешно восстановилась и спустя определённое время легла на повторную операцию, в ходе которой косточку поставили на место – закрыли дефект свода черепа. Женщина жива и дееспособна.

Операции повышенной сложности – конёк отделения нейрохирургии. По словам Максима Субачева, коллективу них молодой, но очень продвинутый.

– У нас работают универсальные специалисты, которые равно успешно делают операции на позвоночнике и головном мозге. Также разработана методика повторных реконструктивных операций, за которые возьмутся не во всякой клинике – а мы накопили большой опыт в этой сфере. Операции при черепно-мозговых травмах, травмах позвоночника и периферической нервной системы выполняются в круглосуточном режиме. Отдельно скажу об оказании помощи пациентам с нарушениями мозгового кровообращения, причём оперируются не только внутричерепные гематомы, но и обширные ишемические инсульты. Не так давно на базе больницы для помощи пациентам с нарушениями мозгового кровообращения создан Первичный сосудистый центр, и он достаточно эффективно функционирует.

Вот они, герои дня

«ВЫЯВЛЯЕМОСТЬ ВЫРОСЛА В РАЗЫ»

Как изменит вашу работу профессиональное оборудование, которое поступит в отделение в рамках модернизации больничного комплекса?

– В первую очередь, это поможет более точной постановке диагнозов. Простой пример: поступает в больницу человек с травмой головы.Симптомы стандартные: слабость, головокружение, тошнота… Раньше мы бы отправили его на рентген, убедились, что перелома нет – и оставили бы в больнице на 3-4 дня под наблюдением врача. Потому что рентген-аппарат не показывает, было ли кровоизлияние в мозг. В крайнем случае, если бы сомневались в состоянии больного, сделали бы ему пункцию позвоночного канала для получения спинномозговой жидкости – процедура достаточно болезненная. А современный томограф позволяет выявить нарушения практически сразу и своевременно оказать необходимую медицинскую помощь. Добавлю, что компьютерную томографию всем пациентам с травмами головного мозга мы делаем бесплатно.

Геннадий Осадчий, один из молодых талантливых нейрохирургов, работающих в больнице им. Фишера

Когда мы готовили материал о ЦАОП – центре амбулаторной онкологической помощи на базе поликлиники ГКБ№1, нам рассказали о сотрудничестве специалистов-онкологов с вашим отделением. В чём оно заключается?

– Операции по удалению опухолей головногомозга – также прерогатива нейрохирургов. А с внедрением компьютерной томографии и МРТ выявляемость опухолей на ранней стадии выросла в разы. Чем раньше мы увидим новообразование, чем раньше прооперируем пациента, тем больше шансов на выздоровление у него появится. И, напротив, если вовремя не принять меры, это может привести к параличу и даже летальному исходу. Сотрудничество с ЦАОП действенно и потому, что пациент оказывается под пристальным наблюдением сразу двух структур: специалисты Центра курируют человека после операции, при необходимости вновь обращаются к нам.

БОЛЕЗНЬ ТРУДЯГ И КЛЕРКОВ

– Настоящий бич нашего времени – остеохондроз, болезнь, которая не щадит ни тех, кто занимается физическим трудом, ни офисных клерков. Раньше принято было считать, что единственный действенный способ справиться с ним – операция. Это так?

– Не так. Хотя, как мы с гордостью говорим, нет такого остеохондроза,который мы не прооперировали бы: к нам попадают пациенты с грыжами, стенозами позвоночного канала, когда идёт давление на корешки спинного мозга, обращаются с повторными операциями – которые, добавлю, решится делать далеко не каждый хирург. А в больнице им. С. Фишера наработан большой опыт подобных –и успешных – операций.

– В каких случаях пациентам показаны такие операции?

– На ранней стадии заболевания человек обращается к неврологу, проходит курс лечения. Он достаточно эффективен. Как известно, остеохондроз нельзя вылечить, но можно замедлить его развитие. Человек при определённых условиях будет жить, не чувствуя боли и неудобств. А если эффекта от консервативного курса лечения не будет, оперативное вмешательство неизбежно.

– Вы упоминали операции при травмах позвоночника. Чем они сложны?

– Тем, что к месту травмы, условно говоря, к разбитому позвонку, сложно подобраться. Специалисты нейрохирургического отделения больницы им. Фишера делают действительно уникальные операции на позвоночнике так называемым «передним доступом» – на всех отделах, включая поясничный и грудной. Через живот и грудную клетку медики выполняют уникальные межтеловые спондилодезы – операции, при которых позвонки обездвиживают за счёт их сращения. Их плюс в том, что не требуется ставить пациенту громоздкие металлоконструкции с большим количеством винтов в нескольких позвонках, их заменяет компактный имплант из пористого титана.

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ

А что такое ангиографическая операционная, о скором открытии которой говорит руководство медучреждением?

Ангиограф

– С помощью ангиографии выявляют нарушения в работе сердца, развитие патологий и серьёзных заболеваний на ранней стадии. Ангиографические операции – высший пилотаж сосудистой хирургии: сердце оперируют, вводя катетер в кровеносный сосуд. К слову,на эту операционную у наших специалистов большие планы: можно ведь подобные операции делать не только при патологии сердца, но и в нейрохирургии. Квалификация волжских медиков это позволяет.

Есть ли в вашей биографии хирурга операции, которыми вы гордитесь?

– Давайте я расскажу про «счастливые» ходунки. Два года назад к нам в отделение поступил молодой мужчина с характерной травмой ныряльщика: нырнул щучкой, ударился головой о дно и в результате сломал шестой шейный позвонок. Осколками сдавило спинной мозг. Мужчина превратился в инвалида: ноги парализовало полностью, руки – частично. В ходе операции мы заменили сломанный позвонок на титановый имплант.

Мужчина так и остался прикованным к постели? Или…

– Или. Постепенно восстановилась чувствительность пальцев ног, со временем пациент стал вставать с постели, научился передвигаться на ходунках, а затем и самостоятельно. Ушёл из больницы он на своих ногах, оставив ходунки – дорогие, заказанные в ортопедическом салоне – нам на память. Мы называем их «счастливыми» и вручаем пациентам после подобных операций. Говорят, помогают восстанавливаться.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Доктор от Бога, я тоже так говорю, потому, как сама в ноябре 2019 года была его пациентом. Пришлось оказаться прикованной к постели с грыжей на позвоночнике, скорая увезла меня в больницу Фишера, 18 дней лечения не помогли, за эти дни меня научили только вставать с постели и на одной ноге прыгать до туалетной комнаты. Перевели в нейрохирургию к А.М. Субачеву, на следующий день он сделал мне операцию. Не прошло и суток, пришел доктор, поднял меня с кровати, поставил на ноги и сказал: иди….
    И я пошла, сама себе не веря.
    Дай Бог отменного здоровья этому талантливому доктору за то, что дарит нам жизнь, нам, его пациентам.

комментарии закрыты.