В волжском ЦКиИ «Октябрь» реализуется культурно-просветительный проект

0
579
реклама

На этих концертах-лекциях всё наоборот: классику переводят в рок-формат, современным шлягерам придают симфоническое звучание, лектор не начитывает текст, а общается с аудиторией, то и дело переходя на молодёжный сленг. Проект «PRO. СВЕТ. ИСКУССТВА» — действительно про свет искусства.

У каждого поколения – свои кумиры

-Да выключи ты уже свой рэп! Послушай что-нибудь хорошее. Классику хотя бы.

-Мам, классика твоя – позавчерашний день. Кому это интересно? А рэп — это круто!

Знакомо? Конечно! Таковы реалии сегодняшнего дня: учителя в школах ругают учеников за манеру одеваться, за постоянное «бум-бум» из мобильников, за симпатию к гнусавым голосам рэперов. «И вот что они в них находят? Музыка – два аккорда, слова не разобрать, ненормативная лексика… Зачем им это?»

А сорок лет назад молодёжь ругали за звучащие из всех окон песни сладкоголосых «Модерн токинг». С тем же посылом: лучше классику послушай. Почему-то кажется, что в восемнадцатом веке родители музыкальным вкусом детей тоже были недовольны: «Совсем не ходишь на концерты, где исполняют Баха, Гайдна. Всё Моцарт, этот шалопай. Что за музыка у него? Несерьёзная какая-то».

Время давно расставило всё по местам, и Моцарт – признанный гений и классик, но… слушает-то поколение ХХI века всё равно совсем другую музыку.

Заняться просвещением молодёжи решили специалисты ЦКиИ «Октябрь», подготовившие цикл концертов-лекций в рамках культурно-образовательного проекта «PRO. СВЕТ. ИСКУССТВА».

И первый – «Моцарт+Моргенштерн = ?» — посвящён поиску ответов на вопросы: из чего состоит музыка? Кто её сочиняет? Что такое стиль? По каким законам живёт музыка? И даже – что общего между Моргенштерном и Моцартом?

Моргенштерн был близок к победе

…В зале – старшеклассники. Шумят, листают инстаграм и Тик-Ток, смеются. А на большом экране начинают сменять друг друга кадры: выступления оперных певцов и симфонических оркестров, идолы современной масс-культуры. Первых зал встречает чуть ли не свистом, зато клипы Моргенштерна и Бузовой принимает восторженно.

Ведущего, директора ЦКиИ «Октябрь» Евгения Кузнецова это не обескураживает. Он не старается перетянуть аудиторию на свою сторону – задаёт вопросы, предлагая подумать. Лишней информацией не грузит, просто закидывает удочку: «Гайдн как представитель Венской школы… О, эта Венская школа! Нет, говорить ничего не буду, сами потом погуглите». Вы бы после этого не начали искать в Гугле ответ? Слушатели лекции – ищут.

 Современное поколение, к слову, совершенно не стесняется сидящих в зале педагогов и «выдаёт правду-матку». «Кто, по-вашему, круче, кто гений – Моргенштерн или Моцарт?» — спрашивает ведущий.  «Моргенштерн, конечно! Кто такой Моцарт? Кто его помнит?» — «Да? Ну, что же, тогда давайте послушаем Моцарта».

Полноправный участник лекции – оркестр камерной и эстрадной музыки под управлением Инны Касьян. В исполнении музыкантов звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта и музыка Чайковского. А потом оркестр исполняет «симфонические» версии песен Леди Гаги и Моргенштерна – оказывается, скрипки и виолончели преображают эти мелодии, делают их глубже, объёмнее. А после — музыку Моцарта и Бетховена в рок-обработке.

Когда, в какой момент настроение зала меняется? Почему не скрывает слёз девочка в пятом ряду, а слушатели устраивают овации после исполнения Бетховена и даже кричат «браво»? И на повторный вопрос:  «Так кто же круче, Моцарт или Моргенштерн?» — кажется, тот же самый голос отвечает: «Моцарт!» «Моцарта помнят, а Моргенштерна забудут», — вторит ему другой. «А вот тут я бы поспорил, — говорит Евгений Викторович. – Мы не знаем, что будет через двести лет. Может, и Моргенштерна в классики запишут?»

Как знать…

А ЦКиИ «Октябрь» готовит новую лекцию для старшеклассников. Говорят, будет круто.

Говорит директор ЦКиИ «Октябрь» Евгений Кузнецов:

-Одна из важнейших задач учреждения культуры – просвещение школьников, приобщение их к хорошей музыке. Мы решили, что лекции будут проходить в формате живого общения, чтобы ребятам было интересно. Идею с Моргенштерном подсказал мой сын, который постоянно слушал этого великого русского рэпера. Я никак не мог понять, что особенного в рэп-культуре, почему ею так увлекается молодёжь. И пришёл к выводу, что это определённый культурный пласт, который нельзя игнорировать, его нужно изучать: почему эта субкультура пользуется такой популярностью среди молодёжи? Что цепляет, ведь, с точки зрения музыки, там нет ничего революционного? И на лекциях мы с ребятами обмениваемся мнениями – очень хочу, чтобы они думали, рассуждали. Огромную работу проделали музыканты камерного оркестра, Инна Касьян сделала аранжировки песен Леди Гаги и Моргенштерна.

Судя по отзывам, ребятам этот формат лекций нравится. Значит, будем продолжать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here