Один из главных поводов к возникновению легенд – «удивительное» в жизни растения, уверяет член Русского географического общества Сергей Павлович.
Так, петров крест, развивающийся в основном под землей и внешне похожий на крест, не мог не попасть в число легендарных растений. И он стал легендарным. Кувшинка – цветок водоемов, тоже не как другие, ведь пруды и бочажки – обиталища всякой нежити, значит, и цветок там не без тайн. Его назвали русалочьим.
Как отголосок седой старины сохранились повествования о девяти волшебных травах: плакуне, цветущем папоротнике, разрыв-траве, тирличе, одолень-траве, адамовой голове, орхилине, прикрыше и нечуй-ветре.
Плакун-трава
…Человек, сутулясь, проник в храм, встал с пучком травы лицом на восток и зашептал заговор на плакун-траву. Называли его чародеем, ведуном, знахарем. Наговорная трава в представлении суевера приобретала свойства устрашать нечистую силу, заставляла плакать бесов и ведьм. Взглянув на такую траву глазами ботаника, заметим, что перед нами всего лишь дербенник иволистный, прозванный в народе плакун-травой. Растет по сырым местам, берегам рек и прудов, на влажных заливных лугах.
Перунов огнецвет
Разгар лета. Тепло и влага сделали свое – травы выросли, набрали живительной силы. Подоспело среднелетнее цветение – пора сбора целебных растений. На Руси исстари этот срок приурочивался ко дню Аграфены-купальницы (23 июня старого стиля), когда устанавливается такая теплынь, что и старики купаются. Знахари почитали день Аграфены еще и потому, что за ним стоял знаменитый Иван Купала – время сбора волшебных трав, «время козней лукавого».
В ночь на Ивана Купалу, по утверждениям суеверов, совершаются самые невероятные чудеса. «Расцветает всем цветам цветок», перунов огнецвет – папоротник, показывается разрыв-трава, цветущая так недолго, что еле успеешь прочесть «Отче наш», «Богородицу» и «Верую». Колдуны в Иванову ночь ходили за тирлич-травой и орхилином.
В ночь под Иванов день затевались игрища, зажигались купальские огни, умывались росой. Сказание гласит, что папоротник цветет только в ночь под Ивана Купалу. Происходит будто бы так. Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается, как светящийся уголек, цветочная почка. Она движется, прыгает и к тому же щебечет.
Такова легенда. Наукой же давно достоверно установлено, что папоротник никогда не цветет. Он принадлежит к тайнобрачным растениям, размножающимся спорами, которые созревают на обратных сторонах листьев.
Разрыв-трава
По преданию, разрыв-трава достается лишь тому, кто имеет цветок папоротника и корень плакуна. О разрыв-траве мечтали воры и кладоискатели – ведь она, по преданию, разрывает запоры тюрем и превозмогает сатанинскую силу, стерегущую клады.
Конечно, в подобных поверьях здравого смысла нет, здесь много от сказки, баснословия, суеверия. Но вот что интересно, когда ботаники стали проверять подоплеку поверья, выяснять, есть ли у волшебной травы прообразы, то оказалось, что есть. Ими являются два вида папоротника: ужовник и гроздовник.
Тирлич
Сказания гласят: накануне Иванова дня ведьмы отправляются на Лысую гору за травой тирлич. «Тирлич да жабья костка смиряют гнев властей». Траву эту называли еще стародубкой и бешеной травой. Волшебная тирлич, судя по указаниям этнографов, принадлежит к семейству горечавковых. Есть и более точные указания: тирлич – золототысячник. В настоящее время золототысячник собирают как лекарственное сырье.
Одолень-трава
В заговоре на путь-дороженьку сказано: «Еду я из поля в поле, в зеленые луга, в дольные места, по утренним и вечерним зорям умываюсь медвяною росою. Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды…Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке».
Одолень-трава наделена свойствами охранять людей от разных бед. Ее вкладывали в ладанку и носили как амулет. Что же это за растение? Оказывается, всего-навсего кувшинка. Кто не наблюдал ее в прудах, тихо текущих водах, заливах и старицах? Белые лепестки, желтые рыльца и тычинки делают кувшинку заметной на водной глади. Кувшинку когда-то еще называли русалочьим цветком.
…И так какую траву ни возьми, все любопытно. Но сравнивая и сопоставляя сведения о некоторых «волшебных» травах, почерпнутые из бытовых поверий, с данными науки о растениях и их свойствах, мы приоткрываем завесу таинственности и сказочности и многому находим объяснение.
Сергей ПАВЛОВИЧ, член Русского географического общества
Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru