Жизнь – не кино

620
реклама

По сравнению с сентябрем прошлого года объем промышленного производства сократился на 3,7 процента. А в обрабатывающих отраслях, прямиком работающих на потребительский рынок, положение дел и того хуже – минус 5,4 процента. С инвестициями похожая беда – минус 5,6 процента. Судя по всему, отечественных товаров, хороших и разных, ждать придется еще долго.

Потребительский рынок тоже отказывается проявлять признаки оживления. Скорее наоборот. Розничный товарооборот, по отношению к сентябрю прошлого года, сократился аж на 10,4 процента. Да и как бы получилось иначе, если реальные зарплаты уменьшились на 9,7, а реальные располагаемые доходы населения – на 4,3 процента?

Это центростремительное движение в мучительных поисках дна начало негативно сказываться и на настроениях в правительственных кабинетах. На XIV общефедеральном форуме «Стратегическое планирование в регионах России: пространства выбора и выбор пространства» заместитель министра экономического развития Олег Фомичев без обиняков заявил, что привлекательный образ страны, описанный в «Стратегии-2020», уже недостижим, поскольку денег на это «очень-очень не хватает». И призвал найти, наконец, разумные пропорции между «танками и маслом» или, другими словами, между расходами на национальную безопасность и на социально-экономическое развитие. Доказательство означенного дисбаланса можно обнаружить и в проекте федерального бюджета-2016, в котором финансирование силовых структур увеличилось, а социальной сферы, наоборот, уменьшилось.

Об этом же, но по иному поводу высказалась на днях вице-премьер Ольга Голодец. Когда на встрече со студентами Саратовской юридической академии речь зашла об отказе правительства от индексации стипендий, она прямым текстом заявила: «»Вопрос о поддержке студентов на сегодняшний день в повестке дня не стоит. Мы считаем, что вы здоровые, сильные, и сегодня скорее на вас надежда с точки зрения развития нашей экономики и того, что вы можете себя прокормить».

Получается, что к незащищенным категориям населения правительство студентов уже не относит. Выживайте, как хотите. Но и тем, кто в эти категории пока попадает, тоже придется затягивать пояса. Последняя недобрая новость из этого ряда – отказ правительства индексировать социальные пособия по старости для продолжающих работать пенсионеров.

Кому не стоит волноваться за свое настоящее и будущее, так это депутатам и работникам аппарата Государственной Думы. И тех, и других незащищенными гражданами уж никак не назовешь. Тем не менее, в дефицитном бюджете 2016 года нашлись-таки деньги на адресное увеличение оплаты труда: депутатов – на 16 процентов, а аппаратчиков – сразу на 40 процентов. Везет же людям.

А вот на повышение размера минимальной зарплаты правительство поскупилось. Министерство труда и социальной защиты предлагало повысить ее с 5965 до 6693 рублей, то есть на 12,2 процента. В итоге же остановились на четырехпроцентной индексации. Как нетрудно подсчитать, ежемесячная прибавка не дотянет, таким образом, даже до 250 рублей.

Ну а до официального прожиточного минимума (в Волгоградской области он составляет 8193 рубля) по-прежнему – дистанция огромного размера. По меркам тех россиян, чьи доходы не превышают минимальной заработной платы. Их, по оценкам специалистов фонда «Общественное мнение», уже более 10 процентов. Такова уж нынче Россия: одни самозабвенно дерутся за кусок казенного пирога, другие последние жилы рвут, чтобы обеспечить себе хотя бы кусок хлеба.

Показательна степень различия в отношении российских верхов к нынешним экономическим реалиям. Столичный истеблишмент, за резким исключением, упорно твердит о скором наступлении лучших времен, основываясь на измерении скорости продолжающегося падения. У большинства рядовых граждан настроение диаметрально противоположное. Сужу об этом по опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, выкладки которого не оспаривают обычно даже в высших эшелонах власти.

В мае ВЦИОМа выявил 31 процент респондентов, считавших, что самые тяжелые времена для российской экономики еще впереди. В июле доля пессимистов увеличилась до 40 процентов. А в сентябре тревогу по поводу грядущих экономических тягот уже выразила без малого половина опрошенных (48 процентов).

И то ли еще будет. Вы еще не забыли, когда в последний раз был зафиксирован рост реальных (с поправкой на инфляцию и за вычетом обязательных платежей) доходов российских граждан? Я напомню – в октябре прошлого года. Так вот, на прошлой неделе министерство экономического развития выдало прогноз, который явно не добавит оптимизма российскому населению. По мнению правительственных экспертов, гарантировать возвращение на тогдашние рубежи народного благосостояния можно будет не раньше 2018 года.

Чем глубже я погружаюсь в изучение современной отечественной экономики, тем лучше начинаю понимать, почему такой глубокий след в душах наших сограждан оставили в свое время многочисленные телевизионные мыльные оперы латиноамериканского разлива. Это повальное увлечение оказалось провидческим. Ведь если мы кого по уровню подушевых доходов и догнали, так только не самые благополучные страны Южной Америки. И там, и здесь – жирующие латифундисты, которые ни в грош не ставят обитателей городских и сельских фавел, тщетно мечтающих о собственных фазендах.

И там, и здесь жизнь – не кино. И потому плачут в ней только бедные.

Фото: www.stihi.ru

Читайте «Волжскую правду», где вам удобно: Новости, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту vlzpravda@mail.ru