План стоимостью в триллионы не наших рублей

471
реклама

Очередной грандиозный проект презентовал в начале недели глава РЖД Василий Якунин. Сделано это было в формате доклада на заседании президиума Российской академии наук. Амбициозность проекта ясна уже из самого названия – «Транс-Евразийский пояс развития» (сокращенно – ТЕПР). Его экономической целью обозначено создание разветвленной сети транспортных артерий на всей территории страны, что позволит обеспечить современную инфраструктуру для привлечения в Зауралье и на Дальний Восток трудовых ресурсов из государств Азии. А есть еще и цель идеологическая. Она заключается в превращении России в цивилизационный центр евроазиатского континента, миссией которого должно стать продвижение экономики, переориентированной с количественных показателей (западная модель) на духовно-нравственные ценности.

Авторы проекта, в число которых помимо Василия Якунина входят академик Геннадий Осипов и ректор МГУ Виктор Садовничий, называют его ни много ни мало планом ГОЭРЛО XXI века. Но, судя по запрашиваемым объемам финансирования, ТЕПР куда круче будет. По оценке главы РЖД, «это стоимость в триллионах, и не наших рублей. Но результат будет иметь порядковую кратность».

Все это, конечно, впечатляет. Вот только время, выбранное для презентации «Транс-Евразийского пояса развития», явно не благоприятствует его реализации. Я имею в виду продолжающееся снижение курса национальной валюты. На утро среды стоимость рубля составляла 36,26 доллара или 50,26 евро. Затянувшаяся уже на два месяца девальвация отрицательно сказывается на состоянии отечественной экономики, которая и без того пребывала в состоянии неуклонного торможения. Показательно, что только за январь чистый отток капитала из страны составил 17 миллиардов долларов – практически столько же, что за весь первый квартал прошлого года.

Острее всего последствия ослабления рубля ощущает на себе потребительский сектор, а с ним вместе – и мы с вами. Ведь не секрет, что большинство промышленных товаров и довольно значительная часть продовольственных завозится к нам из-за границы. В лекарствах, например, доля импорта составляет около 70 процентов, в кожаной обуви – до 90, в бытовой технике доходит и до 100 процентов. От дорогостоящих покупок еще можно воздержаться, отложив их до наступления более благополучных времен, а вот на качественных медикаментах и полноценном питании экономить не рекомендуется. Хотя, вероятнее всего, придется.

Агентство экономической информации «Прайм» провело опрос менеджеров крупнейших российских розничных сетей и выяснило, что цены на импортные овощи, фрукты, рыбные и мясные продукты увеличились с начала года на 24 процента. Эти цифры, кстати, несколько отличаются от прогнозов специалистов Минэкономразвития, предполагавших, что рост отпускной стоимости на вышеперечисленные товары не превысит 15 процентов. Не отстают в возгонке цен и отечественные производители, использующие иностранное сырье. Дополнительную нагрузку на наши семейные бюджеты обеспечивают еще и перевозчики с таможенниками, так как и те, и другие прейскурант цен и тарифов формируют преимущественно в валюте.

Не знаю, что уж получится с «Транс-Евразийским поясом развития», а вот реальные пояса для поддержания штанов придется затягивать большинству россиян. Ориентируюсь на недавние опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения, в ходе которых респонденты оценивали свои покупательские способности в наступившем году. Так вот у 60 процентов опрошенных денег хватает только на продукты и одежду, а вот покупка мебели или бытовой техники для них весьма проблематична. Примерно такое же количество респондентов живет в режиме постоянной экономии, не имея сбережений не то что в валюте, но и в рублях.

На фоне этой, не очень-то утешительной статистики становится еще очевидней необходимость незыблемого выполнения социальных обязательств, взятых на себя государством. Это не устает подчеркивать и президент России Владимир Путин: «Мы работаем над тем, чтобы выработать баланс между достойной оплатой в бюджетной сфере, нормальной системой пенсионного обеспечения, качественными государственными услугами. Главная цель — безусловное выполнение социальных обязательств даже в неблагоприятных внешних условиях».

И это тоже подтверждается статистикой. В 2013 году, например, затраты на социальную сферу экономики составили 33,7 процента расходной части бюджета расширенного правительства (помимо федеральной казны это региональные и муниципальные бюджеты, а также государственные внебюджетные фонды). Однако с каждым годом сбалансировать в полном объеме возможности оказания социальной защиты и потребности в ней становится все труднее.

Характерный пример – реализация программы повышения зарплаты бюджетников до уровня средней по региону. Если в 2012 году на эти цели приходилось 24 процента расходов областных и краевых бюджетов, то в нынешнем году, по подсчетам рейтингового агентства S&P, этот показатель вырастет до 35 процентов.

Тем актуальнее возвращение в повестку дня федерального правительства вопроса о реформировании существующей системы межбюджетных отношений в пользу регионов и муниципалитетов. Разговоры об этом ведутся уже не один год. Но дальше слов дело пока так и не продвинулось. Так и получается, что из восьмидесяти трех российских регионов семьдесят три – дотационные, то есть планово убыточные. А на одних убытках устойчивую прибыльную экономику вряд ли построишь.

 

Фото lenta.ru