Волжанин! А что ты знаешь о чаепитии?

584
реклама

Так когда-то чаёвничали наши предки, выпивая за один присест несколько стаканов. Чай в России не знал социальных различий – он был любим в столичных великосветских салонах, в крестьянских и рабочих семьях, его пили в трактирах и фешенебельных ресторанах. Чаепитие в России — нечто большее, чем просто часть трапезы, – это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.

Выставка помогает узнать гораздо больше о напитке, о традициях русского чаепития, многие из которых со временем исчезли из повседневной жизни. Знаете ли вы, например, что в старину крепко заваренный чай называли «купеческим»? Или что наряду с традиционным пожеланием «Хлеб да соль!» говорили ещё «Чай да сахар»? И что исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы, зверобоя и других растений. По вкусу, цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них нет кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ. Что же касается чая, который мы завариваем сегодня, то он был завезен в Россию только в XVII веке.

…В 1638 году русский боярин Василий Старков привез монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов и собольих мехов лежали аккуратные свертки с непонятной травой.

– А это что такое? – спросил хана русский боярин, брезгливо указывая на ничем не примечательные свертки.

– Мой самый дорой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель, улыбаясь.

Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился.

Стремясь избавится от бесполезного груза, посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву. О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питье, государь вытер парчовым рукавом бороду и молвил: «Еще!»
Однако по другой версии, царю напиток не понравился. Иначе, чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий.

В следующий раз партия чая была привезена из Китая, и снова доставили ее в Москву царские послы. А в 1679 году Россия заключила с Китаем торговый договор на поставку чая.

Покупала чай главным образом московская знать, которая иноземную траву использовала преимущественно в качестве лекарственного средства, так как было замечено, что приготовленный из нее напиток «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и сидения в Думе. Считалось также, что чай очищает кровь. Поистине народным напитком чай стал лишь в XIX веке. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений. В чайных постоянно кипели огромные многоведерные самовары. Подавали чай на стол парами: небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо на чайник с кипятком. Кстати сказать, такой способ подачи чая – чисто русское изобретение. В качестве дополнения к чаю обычно приносили сладкие пироги, калачи, сайки, прочие мучные и кондитерские изделия. Принято было также «забеливать» чай сливками или молоком.

Сахар был дорог, и поэтому чаще всего чай с ним пили «вприкуску». При этом небольшого кусочка сахара особо искусным чаевникам хватало на полдюжины стаканов.

Посетители, побывавшие на вернисаже, услышали немало интересного. А какие экспонаты представлены на выставке! Это коллекции самоваров конца XVIII — начала XX века паровых фабрик Баташова, Гудкова, Воронцова, Пучкова, Шемариных, Слиозберга; предметы чайной посуды фабрик Гарднера, Кузнецова, Корнилова, Храпунова – чайные пары, сервизы, маслёнки, сырные доски, полоскательницы, формы для выпечки вафель и пряников. Есть здесь, конечно, и «агитационный фарфор» двадцатых годов прошлого века, и посуда советского общепита, которая особенно нравится посетителям выставки, и сервизы «Гжель», которые в дар музею передал волжанин Виктор Букин. А вот и экзотика: щипцы для колки сахара, ситечки для заварки, подстаканники. Ну и куда же без «перестроечных» талонов на сахар и конфеты?

Заинтересовали посетителей и композиции, посвящённые чаепитию советской эпохи, где можно было не только рассмотреть сервировку стола, но и послушать старые патефонные пластинки.

Приятным сюрпризом для посетителей вернисажа стало настоящее чаепитие из русского самовара с вареньем, пряниками, баранками. За столом был проведён конкурс на знание пословиц и поговорок о чае и чаепитии. В награду победители получили леденцы — «петушков» на палочках.

Выставка работает до 2 сентября.