Волжская «Суббота с чемпионом»

1049
реклама

А вы знаете, чем занимается художник по металлу?

-Чеканкой?

-Росписью металлических поверхностей?

Оказывается, нет. Антон Грунцов (участник городских и всероссийских выставок) рассказал ребятам о своём увлечении – японской культуре и японском оружии.

-Гордость самурая, его душа – его меч, — рассказывает Антон Вячеславович. — А самая заметная и красивая (и самая, пожалуй, дорогая) деталь японского меча – гарда (или по-японски – цуба). На протяжении тысячи лет клинки всех традиционных мечей, а также копий и нагинаты, отделяются от рукоятки плоским диском – это и есть цуба. Вплоть до 16 века оружейники просто ковали диск из железа или цветных металлов для очередного меча, но со временем наружную сторону пластинки стали украшать, чем дальше – тем изысканнее и тоньше. Каждый самурай мог заказать цубу по своему вкусу и по своему кошельку – ведь она порой стоила столько же, сколько и меч. Мастера-цубако обычно оставляли «автограф» на обратной стороне диска: краткие сведения о себе или несколько стихотворных строк.

грунцов1

Он рассказал ребятам немало интересного о японских мечах, о том, что такое цуба (гарда). Ребята увидели фотографии этой детали оружия и видеопрезентацию: южноафриканский мастер продемонстрировал свою работу (ему заказали сделать деталь для одного из парных мечей). Затем Антон Грунцов ответил на вопросы зрителей.

грунцов2

Сначала школьники слушали не очень внимательно («Нам это зачем знать? Как это в жизни пригодится, не понимаю», — шепнула одна из школьниц своей подруге) – но только до видеопрезентации. Ребятам показали процесс изготовления цубы: известный мастер из Южной Африки получил заказ сделать гарду для меча взамен утраченной. Антон Грунцов комментировал процесс от создания эскиза до финального «автографа». Труд кропотливый: например, полоски для головы тигра, украшающего пластинку, вырезают отдельно и буквально «вживляют» в фигурку. Ребят поразило, что практически всю работу (даже полировку детали до зеркального блеска) мастер выполняет вручную.

-Но ведь есть специальные станки, приспособления, реактивы… Почему же цубако их не использует? – интересуется кто-то из ребят.

Антон Грунцов объясняет: это помогает «почувствовать» металл. Хотя признаётся, что сам, экономя время (процесс изготовления длится несколько месяцев), пользуется электроинструментами.

грунцов3

После видеопрезентации на Антона Вячеславовича обрушился град вопросов.

-Как вы стали художником по металлу?

-Я тринадцать лет учился живописи. В училище преподавали и основы скульптуры, и резьбу по дереву. Именно тогда я заинтересовался этим ремеслом (сначала украшал охотничьи ножи). Учился сам: читал книги, общался с другими мастерами.

-А как вы стали мастером-цубако?

-Любовь к японским мечам пришла благодаря журналу «Оружие». Рассматривая фотографии, я был изумлён ажурностью изделий. Понял, насколько трудна эта работа. А я люблю преодолевать трудности. Решил попробовать – и увлёкся. Кстати, заодно научился делать женские украшения: браслеты, заколки…

-Вы повторяете классические японские сюжеты и орнаменты?

-Нет, «реплик» не делаю, сам придумываю узоры.

грунцов4

На следующих занятиях ребята познакомятся с профессией осветителя, звукорежиссёра, музейного работника, дизайнера. И, вполне возможно, цикл «арт-суббот» будет продолжен и в будущем году.

грунцов5

грунцов6

Подробнее — в одном из номеров газеты «Волжская правда».